Осеннее потепление на европейском фронте
Что министры России и Франции обсуждали на встрече в Москве
В Москве после многолетнего перерыва прошла встреча глав МИД и министерств обороны двух стран. Эксперты называют ее скорее символической, но в перспективе этот канал может способствовать решению ряда проблем в отношениях с Европой
Прошедшая в понедельник, 9 сентября, в Москве встреча министров российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности в формате «2+2» стала первой почти что за семь лет. Контакты такого рода были заморожены после 2014 года из-за конфликта на Украине. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу и их коллеги Жан-Ив Ле Дриан и Флоранс Парли обсудили контроль над вооружениями, ситуации в Сирии, на Украине и в Венесуэле.
Как заявил глава французского внешнеполитического ведомства Ле Дриан, укрепление диалога с Россией ведется по поручению президента Эмманюэля Макрона. Диалог этот будет требовательным и в нем будут соблюдаться интересы обеих стран, предупредил он. Однако не вести его, по словам министра, нельзя: «Если мы не будем сотрудничать с Россией, усилия по укреплению системы европейской безопасности будут оставаться в стагнации». Глава российского МИД, в свою очередь, призвал европейцев к формированию архитектуры безопасности в евроатлантическом регионе «вместе с Россией, а не в противовес России».
Перезагрузка по-французски
Париж подготовил ряд мер для разрядки напряжения в Европе: Ле Дриан предложил создать механизмы для деэскалации, касающиеся обычных вооружений, киберпространства, ядерного оружия и космического оружия. Реализация таких мер сможет положить начало новой архитектуре безопасности в Европе и укрепит доверие между Россией и европейскими партнерами, рассчитывает он.
Возобновление контактов в формате «2+2» является важным символическим шагом, но также представляет практическую ценность, говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. По мнению эксперта, такие каналы для коммуникаций являются важным средством для сверки часов и обмену мнений между Москвой и Парижем по главным вопросам, в частности военно-политического характера. «Это важный момент, учитывая общую напряженность наших отношений», — сказал он РБК.