Несъедобное название
Эскимо переименовали — «для продвижения равноправия». Во что — неизвестно. Как и то, с чем его теперь едят
Не сказать что датчане слывут сладкоежками, но мороженое — символ лета и отпуска — в чести у них было всегда. А уж этим летом тем более: жара, прорва свободного времени из-за локаута и главное — политизация вкуса самого «родного» мороженого, черно-белого эскимо, которое посреди отпускного сезона вдруг стало запретным плодом.
Власти королевства, стоит отдать им должное, сделали все, чтобы устояла традиция. Дотация в 700 млн крон (порядка 111 млн долларов) на паромные перевозки сделала перемещение через проливы, по сути, бесплатным для жителей страны 400 островов, чем миллион датчан (из шести) и воспользовались. Летний отдых, сужу по опыту, в этом году для многих начинался именно с киоска с мороженым у причала, куда выстраивались длинные очереди.
Стоит, кстати, мороженое в Королевстве Датском недешево, по 45–55 датских крон (от 7 до 8,5 доллара — к слову, цена курицы в супермаркете). И радость производителей, подсчитывавших прибыль с продаж, ничто не омрачало — кроме странных дебатов по поводу эскимо, которые потихоньку шли в соцсетях и прессе, пока вдруг не вылились в сплошные убытки: транснациональные производители в пожарном порядка объявили, что любимое всеми мороженое переименовывают. Во что, правда, не указали, пауза с ребрендингом затянулась (как шутят злые языки, до выборов президента США), ходовой товар теперь даже непонятно как спрашивать…
Как вас теперь называть?
Думать, будто инициатива исходила от эскимосов, не стоит. Во-первых, эскимосов на берегах Северной Атлантики давно уже нет (либо они называются инуиты, либо используют местные самоназвания). А во-вторых, эскимосы-то как раз к эскимо не в претензии.
Это мороженое — детище Кристиана Нельсона, американца датского происхождения — отменили там, где и изобрели: в Соединенных Штатах, где Eskimo Pie, «эскимосский пирожок», был запатентован в 1922 году. Господин Нельсон совершил прорыв к потребителю, когда догадался обернуть брикетик мороженого в шоколад: не всем детям, пояснил он, в суровые 1920-е хватало денег на оба лакомства сразу. А вот «могильщики» эскимо летом 2020-го о потребителе не вспоминали: отказ от фирменного бренда был продиктован опасением не вписаться в политкорректную моду на Black Lives Matter. «Мы привержены делу расового равноправия и считаем данный термин (эскимо.— “О“) уничижительным»,— заявила The Wall Street Journal Элизабелл Маркес, главный маркетолог мирового пищевого гиганта Nestle (фирма Dreyer’s, выкупившая патент на Eskimo Pie, ныне «дочка» ТНК из Швейцарии).
Как же продвигает равноправие запрет на эскимо, жертвой которого вместе с лакомством пала даже эмблема бренда — мальчик-инуит в меховом капюшоне? Скорее всего, никак — запрет вводится на всякий пожарный случай: и без аналитиков ясно, что пренебрежение «делом расового равноправия» в наши дни чревато убытками на рынке США. И неважно, что эскимосами обитателей севера Америки и Гренландии прозвали не злые колонизаторы, а соседи-индейцы (то ли за то, что те ели сырое мясо, то ли за то, что плели снегоходы из прутьев,— лингвисты об этимологии слова «эскимос» еще не договорились). Разбираться никто не будет. Мир прощается с «эскимосским пирожком», так до конца и не поняв, зачем он это делает.
Есть вещи поважнее мороженого!
Датчанам, пожалуй, расставаться с этим лакомством труднее других, и не только потому, что они имеют определенное отношение к его изобретению. Все серьезнее: едва эта абсурдная история перекинулась на почву Датского Соединенного Королевства (помимо самой Дании в него на правах автономий также входят Фарерские острова и Гренландия), послевкусие стало просматриваться политическое.