Куда труба зовет
Лидеры Германии и России неожиданно для всех почувствовали потребность в общении и через три года полного отсутствия личных контактов провели в течение трех месяцев две встречи «с глазу на глаз». О чем договорились (и договорились ли), не ясно. Зато контекст понятен
Полтора часа длилась встреча в Сочи в мае. Вдвое дольше была встреча в доме приемов правительства в Мезеберге близ Берлина 18 августа. Некоторые немецкие СМИ и политологи заговорили даже о переломе в немецко-российских отношениях, о новом сближении и новом диалоге. Неужели действительно все так?
«Нет,— уверен политолог Штефан Майстер, аналитик Германского общества внешней политики (DGAP), работающий на правительство.— О возникновении нового стратегического партнерства между Германией и Россией говорить преждевременно». Сближение Путина и Меркель, полагает эксперт, началось только потому, что оба не смогли сработаться с непредсказуемым Трампом: «Начавшийся диалог должен показать, что Меркель и Путин намерены противостоять шантажисту Трампу»,— пишет Штефан Майстер. «Они оказались по одну сторону баррикады, поняв, что иначе не защитить ”отечественный” бизнес от американских санкций и не завершить проект ”Северный поток – 2” (”СП-2“), который Трампу ”не по душе“»,— соглашается комментатор агентства Bloomberg.
Трамп объясняет свою нелюбовь к «СП2» тремя аргументами. Во-первых, говорит он, Германия, да и все члены Евросоюза окажутся в полной зависимости от России. Во-вторых, Украина и Польша лишатся доходов (2–3 млрд в год), которые они получают за то, что по их территории проложены ныне действующие газопроводы. Третье (и главное, по мнению немецких аналитиков и 92 процентов населения ФРГ — опрос forsa) — Трамп хочет, чтобы европейцы покупали американский сжиженный природный газ (СПГ), так называемый сланцевый газ. А это реально лишь в том случае, если «СП-2» не будет построен, ведь американский газ должен обходиться европейцам на 20–25 процентов дороже сибирского.
До сих пор финансовый момент был решающим. Как напомнил обозреватель газеты Welt Даниэль Ветцель, «помешать обоюдовыгодному газовому сотрудничеству, приносящему миллиарды, не мог никто, даже во времена холодной войны, хотя поставки газа из СССР в Западную Европу не нравились ни одному президенту США, начиная с Рейгана». Но Трамп настроен более решительно, чем Рейган. И встреча в Мезеберге была организована в пожарном порядке, когда стало известно, что в конце августа Трамп намерен объявить о санкциях против компаний, участвующих в проекте «СП-2». «Пожарный порядок» не случаен: на сей раз речь идет не только о санкциях против России, но и против западных, прежде всего немецких фирм.
Немецкий новостной телеканал nTV, ссылаясь на серьезные источники в Вашингтоне и ЕС, сообщил, что администрация США намерена «предупредить всех участников проекта ”СП-2”, что их ждут санкции со стороны США». Под угрозой санкций могут оказаться концерны, строящие «СП-2» (французский Engie, голландский Shell, австрийский OMV и немецкие Wintershall и Uniper), их поставщики и кредиторы. Это ожидание сильно нервирует: неясно, имеются в виду лишь производители оборудования, исполнители работ или еще и банки, финансирующие «СП-2»? Последнее чревато наибольшими проблемами: по мнению экспертов Восточного комитета немецкой экономики (объединение фирм, работающих в России и Восточной Европе), это может стать смертельным ударом по проекту, поскольку из 10 млрд евро, которые необходимо иметь, получены и использованы лишь 4 млрд.