9 нескучных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»
Ни одно советское кино не рвало так много шаблонов, как «Белое солнце пустыни». И ради чего? Ради того, чтобы стать любимейшим фильмом миллионов.
1 Вестерн с Востока
«Белое солнце пустыни» числится одним из первых фильмов, которое наши кинодеятели между собой тихо звали «истерн», намекая на то, что это наш гордый восточный ответ западному вестерну. Некоторые настоящие американские вестерны (а вовсе не фильмы с Гойко Митичем) широко и легально шли в советском прокате и пользовались недюжинной славой. В первую очередь вспоминается, конечно, «Великолепная семерка» 1960 года, которая задала для наших зрителей и авторов новый стандарт приключенческого кино. «Великолепная семерка» стала абсолютным лидером советского кинопроката среди голливудских фильмов и продержала этот статус до самого распада СССР. После нее появились наши народные истерны «Неуловимые мстители» (1966), «Белое солнце пустыни» (1969), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Не бойся, я с тобой» (1981) и десятки других. Поговаривают, что некоторые западные эксперты называли такое кино борщ-вестернами, и самым первым борщ-вестерном можно назвать популярную немую картину «Красные дьяволята» 1923 года.
2 Золотой Мотыль
Белорусский режиссер с еврейскими корнями Владимир Мотыль до «Белого солнца пустыни» успел всего-то снять пару фильмов, причем второй из них — «Женя, Женечка и «катюша»» — по сценарию, написанному вместе с Булатом Окуджавой. Веселым детство Мотыля не назовешь: отца репрессировали, а все детские годы Владимир провел вместе с матерью в уральской ссылке. В свете этого поразительно, как он смог в своей самой знаменитой кинокартине аккумулировать столь огромный заряд оптимизма и великодушия, тем более что события на экране разворачиваются в основном печальные. Впрочем, первый, кому поручили заняться «Белым солнцем» на стадии сценария, был не Мотыль, а Андрей Михалков-Кончаловский, в основу работы которого легла то ли реальная история, то ли байка о том, как некий басмач в годы Гражданской войны, сбегая, бросил собственный гарем в пустыне. Михалков-Кончаловский, правда, тоже бросил этот проект на полпути в пустыне, после чего снять картину предлагали нескольким кандидатам (в их числе даже Андрей Тарковский), пока очередь не дошла до Владимира Мотыля, хоть он и считался неблагонадежным.