Шествие слонов от Нью-Йорка до Калькутты. Минуя Москву
Это самое большое полотно Василия Верещагина, и оно вообще одно из самых больших в мире. Его мечтал приобрести для СССР Никита Хрущев, хотели отреставрировать московские специалисты, старалась заполучить на недавнюю выставку Третьяковская галерея. Картину никто не видел более 20 лет, и только в этом году мемориальный музей Виктории в Калькутте представил ее после реставрации. Почему знаменитый холст так и не увидели в России, выяснял Огонек.
Вокруг картины — группки посетителей со смартфонами наизготовку. Хотя вход в Мемориальный музей Виктории в Калькутте ограничен из-за коронавируса и в огромном здании одновременно могут находиться не более 250 человек, картина под названием «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» привлекает внимание.
Не в последнюю очередь благодаря гигантским размерам — почти 5 на 7 метров, и это не считая рамы. Вызывает интерес и сюжет: наследник британского престола принц Берти, будущий король Эдуард VII, и джайпурский махараджа Рама Сингх II вместе въезжают на слоне в Джайпур, а за ними тянется кортеж слонов со свитой, идут гвардейцыстражники, следует конный караул. По-восточному пышная процессия направляется во дворец махараджей. На холсте пестрой рекой движутся слоны, кони, люди…
«И все это нарисовал русский? — удивленно спрашивает какой-то парень.— Я был уверен, что англичанин!..» Некоторые пытаются прочесть на хинди имя художника: «Вере-шчха-гин…»
Не все в Индии это знают, но вокруг многих полотен Василия Верещагина, знаменитого русского баталиста, офицера и путешественника XIX века, погибшего в 1904‑м в русско-японскую на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым, тайн и интересных историй хватает. Немало из них связаны с Индией. Достаточно вспомнить пропавшую картину «Подавление индийского восстания англичанами», которую никто не видел уже много десятилетий — считается, что она то ли погибла при странных обстоятельствах в одной из галерей США, то ли была намеренно уничтожена. Да и в истории «Въезда принца Уэльского в Джайпур…» загадок достаточно, тем более что более 20 лет холст почти никто и не видел. Но вот свершилось: отреставрированное полотно наконец-то представлено публике. Директор Мемориального музея Виктории Джаянта Сенгупта комментирует событие так:
— Наш музей — самый популярный музей в Индии, больше посещают только исторические памятники, например мавзолей Тадж-Махал. И хотя «Въезд принца Уэльского в Джайпур…», одна из самых больших картин маслом в мире, лишь недавно вернулась в экспозицию, она уже стала самым популярным экспонатом нашей коллекции.
Из универмага в музей
По большому счету у этой картины приключений было не меньше, чем у изображенного на ней британского принца Берти. Как рассказала «Огоньку» научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Капырина, куратор выставки Верещагина в Москве в 2018 году, художник путешествовал по Индии дважды: в 1874–1876 и 1882–1883 годах. В свою первую поездку Верещагин и стал свидетелем торжественного въезда британского принца Берти в Джайпур — наследник английского престола тогда провел в гостях у махараджи почти месяц, принцу устроили специальную программу с охотой на тигров и кабанов, прогулками по живописным местам.
Василий Верещагин, у которого к тому времени уже была репутация «военного летописца» (он был известен работами, написанными в Туркестане и других горячих точках), по сути, стал летописцем одного из эпизодов «Большой игры» — соперничества Российской и Британской империй в Центральной Азии — и решил запечатлеть его на полотне. В своих письмах он, кстати, не раз жаловался, что в Индии за ним «приглядывали» британцы, очевидно, считая его русским шпионом. Сам же Верещагин в то время в своем творчестве шел к отрицанию войны со всеми ее жестокостями.