Изгнание чужебесов
Президент в своей инаугурационной речи призвал отторгнуть «дремучее охранительство». Минкультуры России откликнулось оперативно
Пока многочисленные отечественные министерства и ведомства изнуряли себя кадровыми гаданиями и дискуссиями о том, каковы будут новые приоритеты после «перезапуска» правительства, Минкультуры России, не сомневаясь в преемстве курса, уже приступило к исполнению нового майского указа президента. Документ, напомним, был подписан в день инаугурации 7 мая, а уже через неделю по инициативе Минкульта совместно с Институтом наследия была организована Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегии развития», имевшая в глазах устроителей насущный практический смысл.
— Майский указ о стратегических задачах развития РФ до 2024 года определил культуру «национальным проектом», и правительству уже даны четкие установки, в каких направлениях этот проект должен развиваться,— пояснил собравшимся Александр Журавский, и.о. замминистра культуры РФ.— Значение этой дискуссии не теоретическое, а прикладное: мы будем использовать ее итоги в нашей работе, при создании конкретных программ. Если говорить совсем просто, наша конференция должна ответить на вопрос: «В чем сила, брат?», в чем сила и аксиология (господин Журавский мог бы просто сказать «ценность», но упрощать свою речь не стал.— «О») нашей цивилизации? Что нам нужно, чтобы наша цивилизация развивалась устойчиво и была привлекательной для других?.. Я как пришедший на госслужбу из экспертного сообщества понимаю важность теории. Присутствовавшая при речи чиновника депутат, первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко интерпретировала Журавского более доходчиво и с большевистской (не зря же она состояла во фракции «КПРФ») прямотой:
— Идет спор между цивилизациями, и «они» нас бьют. Мы же чувствуем, что нас бьют! И вот нам нужно понять, почему нас бьют, найти ответы. Для нас очень нужны советы по этой теме: где мы слабину дали, в чем наша сила и что нам нужно педалировать…
Уважаемые ученые и общественники, знатоки по части цивилизаций, понимающе кивали. Они и так уже немало потрудились на благо «русской ойкумены»: кто-то разрабатывает исследовательские программы по цивилизационному наследию, кто-то пишет «Фундаментальные основания государственной культурной политики» (одобренные министром культуры РФ и рекомендованные к рассылке по всем профильным учреждениям), кто-то строчит статьи в «русскую ”Википедию“» — электронную энциклопедию «Традиция», другие работают «в поле»: общественных советах и народных соборах. Все при деле, осознают свой долг перед родиной и задачу в целом понимают. Тем более что формулируется она отчаянно четко. Депутат Драпеко, например, отправляясь с конференции на заседание парламента, передала наказ: «Мы пошли на войну, а вы пока готовьте нам оружие».
Призванные Минкультом знатоки цивилизаций приступили к готовке незамедлительно.
А ты все та же
Разговор россиеведов начался с искреннего, но какого-то угрюмого обсуждения критериев русскости. Было предложено, по меньшей мере, пять вариантов, что порождало неуместные в таком собрании и месте дискуссии (конференция заседала в Госдуме) и грозило разрушить боевое братство теоретиков. При этом больше всего нареканий вызывала позиция Владимира Лексина, главного научного сотрудника ФИЦ «Информатика и управление» РАН, который вдруг сообщил, что, хотя русским человеком может стать всякий, говорящий на соответствующем языке и обладающий соответствующим менталитетом, стремятся им стать единицы и даже недавние эмигранты из России всегда рады быстрее забыть о корнях.
— Мы живем во время перехода одной из величайших цивилизаций мира — нашей — в очередное принципиально новое состояние, которое я называю цивилизационным кризисом,— заявил Лексин.— И кто в этом виноват? Мне больно и противно говорить это, но виноваты мы сами. Все погибшие цивилизации обязаны своим печальным исходом не чьей-то силе, а собственной слабости. Не Америка виновата, а мы.
И хотя спикер сделал все приличествующие уточнения и приседания (мы виноваты в преклонении перед Западом, забвении корней и так далее), в его речи все-таки разглядели бациллы «либеральной пропаганды» — в тезисах о кризисе и об ответственности.