Обычный сверхчеловек: Данила Козловский спасает мир в фильме «Чернобыль»
Каким получился наш ответ HBO.
Когда закончились финальные титры нового фильма Данилы Козловского «Чернобыль» (режиссер Данила Козловский, продюсер Данила Козловский, в главной роли Данила Козловский), во время которых свет в зале кинотеатра «Октябрь», конечно, не включали, когда отзвучали аплодисменты, из нескольких выходов открыли почему-то только один. Слегка недоумевая, публика потянулась туда. У самых дверей стоял сам Данила – и принимал поздравления. Они были неизбежны – вы же не пройдете мимо человека, который только что на экране пожертвовал собой ради вас, ради всего мира.
Конечно, наш фильм будут сравнивать с их сериалом. Но «Чернобыль» Козловского, который приступил к съемкам еще до HBO, с первых же кадров заявляет о своей радикальной непохожести. Вместо мрачного, темного, навсегда постапокалиптичного мира Припяти, каким его увидел Йохан Ренк – мы погружаемся в ностальгическое золотое марево середины советских 1980-х, в почти детское предвкушение праздника. Город умыт поливальными машинами, на лицах улыбки, рубашка на герое Данилы – пожарном Алексее – расстегнута, волосы героини Оксаны Акиньшиной – парикмахерши Ольги – струятся, деревья машут свежими кронами, румяная мороженщица в опрятном чепчике выдает стаканчики с пломбиром, все – вообще все – автомобили и автобусы сверкают почти рекламной новизной. В этой райской картине тут и там рассыпаны красные акценты: праздничный кумач, помада Ольги, жигули, щеки мороженщицы. За кадром поет Юрий Антонов – про то, как мы вместе в птицами уносимся в небо.
Алексей случайно (нет, сценарист не Козловский) заходит постричься в парикмахерскую, где работает Ольга – и оказывается, что они давно уже знакомы, только не виделись десять лет. Ольга принимает его холодно, но Алексей – рубаха-парень (о чем нам сообщает его лихо расстегнутая рубашка). Он покупает торт (разумеется, «киевский», по ГОСТу) – останавливает пазик, в котором едет Ольга, и везет ее на жигулях, с явным намерением раздуть давно погасший костер у нее дома, но обнаруживает там ее маленького сына. Тому как раз десять. Алексей в задумчивости уходит.