Неверное прочтение: почему молитвы не помогут внедрить патриотизм в российскую школу
Можно, ссылаясь на опыт США, заставить российских школьников начинать день с молитвы или маккартистскими методами навести порядок в вузах. Но результаты будут противоположными намерениям властей, прогнозирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин
Помощник президента Владимир Мединский на заседании Межведомственной комиссии по историческому просвещению, сообщил, что «во всех государственных и частных школах США на протяжении последних 150 лет учебный день начинается с короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага, написанной американскими общественными деятелями во второй половине XIX века, с той поры не менявшейся». И предложил «аналогичную систему предложить в наших школах прямо сейчас, прямо сегодня». Своего рода заимствование западного опыта в условиях противостояния с Западом.
А депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил, что «отдельная, очень тяжелая проблема — откровенные «антироссийские убеждения», которые исповедуют многие преподаватели гуманитарных дисциплин (в первую очередь — в вузах), воспитывая школьников и студентов в духе «Ельцин-центра»». Как именно исправлять ситуацию, сказано не было. Впрочем, и здесь есть западный опыт — маккартизм, который привел в США в 1950-е годы к политическим чисткам — «охоте на ведьм». Впрочем, в современной Америке этого опыта стыдятся, а деятельность его главного инициатора — сенатора Джозефа Маккарти — коллеги по сенату осудили еще в 1954 году.
Клятва не для всех
Вначале про молитву. В США эта клятва (а не молитва — обязательные молитвы в американских школах отменены после решения Верховного суда в 1962 году) существует не во всех, но в большинстве школ, и укоренена в истории. Она появилась изначально как сугубо светский текст, сплачивающий фактор в условиях религиозного плюрализма, свойственного Америке — и роста иммиграции в страну из Европы в XIX веке. Нация иммигрантов включала в себя и англикан, и баптистов, и квакеров, и католиков, и многих других — соответственно, клятва, должна была сплотить их всех. Более того, апелляция к свободе и справедливости делала этот короткий текст модернистским, а не архаичным. Да и автором текста был христианский социалист Фрэнсис Беллами, который некоторое время был баптистским священником, но потом отказался от церковного служения и выступал в защиту свободы совести (для современной России — фигура крайне подозрительная).