Альцгеймер в сахаре
Взаимосвязь болезни Альцгеймера и сахарного диабета в последнее время является предметом самого пристального внимания ученых. В результате сложных патогенных нейрохимических процессов из-за невозможности проникновения инсулина в нейроны головного мозга угасает передача электрического сигнала между нейронами.
Проявилось даже новое название болезни Альцгеймера — диабет 3‑го типа. С позиции доказательной медицины пока это не выходит за рамки гипотезы. Но на фоне того, что, если не считать 1–2% случаев, связанных со специфическими генетическими мутациями, первопричина болезни Альцгеймера до сих пор неизвестна, ученые во многих странах, в том числе и России, не упускают ни одной возможности ее выяснить.
Диабет номер три
Согласно прошлогодним данным ВОЗ, глобальная распространенность сахарного диабета составляет почти 10% среди лиц в возрасте 20–79 лет. Рост числа диабетиков отмечается во всех странах: по последним данным, численность больных в мире за последнее десятилетие увеличилась более чем вдвое. Примерно та же ситуация и в России. По данным федерального Минздрава, в 2023 году в стране было зафиксировано около 10,5 млн диабетиков, то есть он диагностирован у каждого 15‑го россиянина.
Сахарный диабет — сложное заболевание, и науке известны несколько его типов, каждый из которых протекает по‑своему. В случае с диабетом 1‑го типа снижается доза выделяемого поджелудочной железой инсулина, гормона, способствующего проникновению глюкозы из крови в клетки организма. При диабете 2‑го типа клетки организма становятся к нему нечувствительными, из‑за чего метаболический обмен замедляется, а уровень сахара в крови растет.
В конце 1990‑х и в нулевые годы нашего века было проведено несколько эпидемиологических исследований, которые показали заметную корреляцию между диабетом и болезнью Альцгеймера. Особенно большое впечатление на геронтологов произвело так называемое роттердамское исследование, проведенное учеными голландского Университета имени Эразма Роттердамского (Роттердам) на 6370 пациентах пожилого возраста. Оно явно указывало связь диабета 2‑го типа с повышенным риском развития болезни Альцгеймера. За время наблюдения у 126 пациентов развилась деменция, из которых у 89 развивался диабет, то есть выходило, что сахарный диабет почти в два раза увеличивает риск развития деменции. Пациенты, получавшие инсулин, имели самый высокий риск развития деменции. Из чего роттердамские ученые сделали вывод: риск развития деменции, связанный с диабетом, составляет 8,8%. Это свидетельствует о том, что диабет, возможно, способствовал развитию клинического синдрома у значительной части всех пациентов с деменцией.
Подобные лонгитюдные популяционные когортные исследования, как их называют эпидемиологии, повторили в стокгольмском Каролинском институте (где, между прочим, решают, кому дать очередную Нобелевскую премию по медицине) и еще в ряде стран. Дальше — больше: появились не опосредованные статистические доказательства связи диабета с болезнью Альцгеймера, а прямые — биохимические и молекулярные. Исследуя взаимосвязь между секрецией инсулина в среднем возрасте, метаболизмом глюкозы и последующим развитием деменции, ученые обнаружили низкий уровень инсулиновой реакции на исходном уровне, который был связан с более высоким риском развития болезни Альцгеймера даже после корректировки на возраст, артериальное давление, индекс массы тела, уровень холестерина в сыворотке крови, курение, уровень образования и резистентность к инсулину.
Появлялись новые и новые исследования, и все больше данных указывало на нарушение передачи сигналов инсулина в головном мозге при болезни Альцгеймера. Особенно отличились в этом плане ученые из американского университета Бригама Янга, штат Юта, под руководством профессора Бенджамина Бикмана. Пошли разговоры о «диабете 3‑го типа», мол, таковым и является болезнь Альцгеймера.