О чём пишут научно-популярные журналы мира
Долина кувшинов
Так называют обширное плато в горах на севере Лаоса, на высоте 1200—1500 м над уровнем моря. Имя дано недаром: равнина усеяна огромными каменными сосудами диаметром от одного до трёх метров, высеченными из местного песчаника, реже из гранита, известняка либо другой горной породы. Часть наполовину погружена в землю. Вес до шести тонн. Никаких других остатков деятельности древних жителей тут не обнаружено, но в самих кувшинах и около них находят человеческие кости. На одном из сотен сосудов вырублен примитивный рисунок человечка, примерно такой, как рисуют дети. Сейчас в Лаосе известно около сотни мест с подобными изделиями в количестве от одного до 400, и не исключено, что ещё не все выявлены. Современные жители ничего не могут сказать о происхождении этих памятников, но среди них бытуют легенды, что когда-то здесь обитала раса великанов, которые варили в этих кувшинах рисовое пиво и тянули его через бамбуковые трубки, усевшись в кружок вокруг кувшина.
Первой обнаружила эти странные доисторические памятники культуры французский геолог Мадлен Колани в 1930 году. Найдя внутри некоторых сосудов фрагменты костей, зубы и разноцветные стеклянные бусины, в своём двухтомном труде о кувшинах (1935 год) она предположила, что сосуды служили для захоронений. Видимо, покойников сжигали (Колани нашла даже пещеру со специально устроенными дымоходами, служившую крематорием) и несгоревшие остатки помещали в каменные кувшины. Всё же современные археологи полагают, что сжигать трупы могли и в самих кувшинах, как примерно в те же времена делали некоторые народности Индии. Но рядом с лаосскими кувшинами встречаются необожжённые человеческие кости, бусины, фрагменты керамики, железные и каменные изделия, то есть сжигали не всех умерших.
Считалось, что кувшины устанавливали с 1240 по 660 годы до н. э. Но недавно разработанный метод так называемой оптически стимулированной люминесценции позволяет узнать, когда какой-либо образец в последний раз подвергался действию солнечного света. Оказалось, что почва, взятая из-под двух кувшинов, освещалась солнцем только где-то между 1350 и 350 годами до н. э., то есть они ещё древнее, чем думали раньше. В одном случае найдено место, где сосуды вырубали — в 8 км от места установки. Как транспортировали такой тяжёлый груз, археологи сказать не могут. Но чаще источник исходного каменного материала находится ближе к месту установки. Полагают, что в самом кувшине хоронили важных персон, а останки родственников и слуг размещались около кувшина.
Поскольку края отверстий у большинства сосудов закруглены, а не оставлены плоскими, предполагается, что их закрывали крышками. Найдено несколько таких каменных крышек, но их гораздо меньше, чем кувшинов с закруглёнными краями горла; видимо, крышки часто делали из какого-то непрочного материала, например, вырезали из дерева или лепили из глины, и они до наших дней не сохранились.
С 2019 года ЮНЕСКО объявило Долину Кувшинов историческим памятником мирового наследия.
Куда девать аккумуляторы?
По мнению многих специалистов, в скором будущем нам предстоит массовый переход с обычных автомобилей на электрические. Проблему рассматривает английский журнал «BBC Science Focus».
В обществе уже сложился взгляд на обычные двигатели внутреннего сгорания как на врагов окружающей среды. Сжигая ископаемое топливо, каждый автомобиль, мотоцикл или грузовик загрязняет атмосферу и вносит вклад в глобальное потепление. Поэтому многие государства стимулируют своих граждан к переходу на электромобили, снижая налог на автовладельцев или даже перекладывая часть стоимости новой машины на казну. Так, француз, купивший электромобиль, получает скидку в 7000 евро — её оплачивает государство. Правда, экономисты полагают, что к 2023 году цены на два типа машин сравняются и поощрять материально уже не придётся.
Но пока есть неясности с утилизацией отслуживших аккумуляторов от электромобилей. Если переработка аккумуляторов старого типа, свинцово-кислотных, уже отлично налажена во всём мире, то с наиболее пригодными для электромобилей литий-ионными аккумуляторами остаётся много проблем, полагает профессор Эндрю Эббот из университета Лестера (Великобритания). Обычные аккумуляторы содержат лишь несколько видов материалов (в основном это свинец в электродах, серная кислота в электролите и полипропиленовый корпус), но литий-ионные состоят из десятка компонентов. Старые аккумуляторы однотипны у разных производителей и марок автомобилей, а новые пока не стандартизованы, каждая фирма делает свои, на свой манер. И всё время появляются новые, усовершенствованные модели. Заметим, что свинцовые аккумуляторы изобретены в 1860-х годах, за полтора века они успели достичь совершенства и стандартизироваться, а литий-ионные появились не более 40 лет назад и ещё находятся в процессе эволюции.