Что такое долина кувшинов и куда девать аккумуляторы?

Наука и жизньНаука

О чём пишут научно-популярные журналы мира

Девушки и дети местной народности позируют на одном из кувшинов.

Долина кувшинов

Так называют обширное плато в горах на севере Лаоса, на высоте 1200—1500 м над уровнем моря. Имя дано недаром: равнина усеяна огромными каменными сосудами диаметром от одного до трёх метров, высеченными из местного песчаника, реже из гранита, известняка либо другой горной породы. Часть наполовину погружена в землю. Вес до шести тонн. Никаких других остатков деятельности древних жителей тут не обнаружено, но в самих кувшинах и около них находят человеческие кости. На одном из сотен сосудов вырублен примитивный рисунок человечка, примерно такой, как рисуют дети. Сейчас в Лаосе известно около сотни мест с подобными изделиями в количестве от одного до 400, и не исключено, что ещё не все выявлены. Современные жители ничего не могут сказать о происхождении этих памятников, но среди них бытуют легенды, что когда-то здесь обитала раса великанов, которые варили в этих кувшинах рисовое пиво и тянули его через бамбуковые трубки, усевшись в кружок вокруг кувшина.

Первой обнаружила эти странные доисторические памятники культуры французский геолог Мадлен Колани в 1930 году. Найдя внутри некоторых сосудов фрагменты костей, зубы и разноцветные стеклянные бусины, в своём двухтомном труде о кувшинах (1935 год) она предположила, что сосуды служили для захоронений. Видимо, покойников сжигали (Колани нашла даже пещеру со специально устроенными дымоходами, служившую крематорием) и несгоревшие остатки помещали в каменные кувшины. Всё же современные археологи полагают, что сжигать трупы могли и в самих кувшинах, как примерно в те же времена делали некоторые народности Индии. Но рядом с лаосскими кувшинами встречаются необожжённые человеческие кости, бусины, фрагменты керамики, железные и каменные изделия, то есть сжигали не всех умерших. 

Группа кувшинов.

Считалось, что кувшины устанавливали с 1240 по 660 годы до н. э. Но недавно разработанный метод так называемой оптически стимулированной люминесценции позволяет узнать, когда какой-либо образец в последний раз подвергался действию солнечного света. Оказалось, что почва, взятая из-под двух кувшинов, освещалась солнцем только где-то между 1350 и 350 годами до н. э., то есть они ещё древнее, чем думали раньше. В одном случае найдено место, где сосуды вырубали — в 8 км от места установки. Как транспортировали такой тяжёлый груз, археологи сказать не могут. Но чаще источник исходного каменного материала находится ближе к месту установки. Полагают, что в самом кувшине хоронили важных персон, а останки родственников и слуг размещались около кувшина.

Кувшин с каменной крышкой.

Поскольку края отверстий у большинства сосудов закруглены, а не оставлены плоскими, предполагается, что их закрывали крышками. Найдено несколько таких каменных крышек, но их гораздо меньше, чем кувшинов с закруглёнными краями горла; видимо, крышки часто делали из какого-то непрочного материала, например, вырезали из дерева или лепили из глины, и они до наших дней не сохранились.

С 2019 года ЮНЕСКО объявило Долину Кувшинов историческим памятником мирового наследия. 

Куда девать аккумуляторы?

По мнению многих специалистов, в скором будущем нам предстоит массовый переход с обычных автомобилей на электрические. Проблему рассматривает английский журнал «BBC Science Focus».

В обществе уже сложился взгляд на обычные двигатели внутреннего сгорания как на врагов окружающей среды. Сжигая ископаемое топливо, каждый автомобиль, мотоцикл или грузовик загрязняет атмосферу и вносит вклад в глобальное потепление. Поэтому многие государства стимулируют своих граждан к переходу на электромобили, снижая налог на автовладельцев или даже перекладывая часть стоимости новой машины на казну. Так, француз, купивший электромобиль, получает скидку в 7000 евро — её оплачивает государство. Правда, экономисты полагают, что к 2023 году цены на два типа машин сравняются и поощрять материально уже не придётся.

Но пока есть неясности с утилизацией отслуживших аккумуляторов от электромобилей. Если переработка аккумуляторов старого типа, свинцово-кислотных, уже отлично налажена во всём мире, то с наиболее пригодными для электромобилей литий-ионными аккумуляторами остаётся много проблем, полагает профессор Эндрю Эббот из университета Лестера (Великобритания). Обычные аккумуляторы содержат лишь несколько видов материалов (в основном это свинец в электродах, серная кислота в электролите и полипропиленовый корпус), но литий-ионные состоят из десятка компонентов. Старые аккумуляторы однотипны у разных производителей и марок автомобилей, а новые пока не стандартизованы, каждая фирма делает свои, на свой манер. И всё время появляются новые, усовершенствованные модели. Заметим, что свинцовые аккумуляторы изобретены в 1860-х годах, за полтора века они успели достичь совершенства и стандартизироваться, а литий-ионные появились не более 40 лет назад и ещё находятся в процессе эволюции.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Обман памяти Обман памяти

Как формируются ложные воспоминания?

Санкт-Петербургский университет
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Бессмертие Петра Великого Бессмертие Петра Великого

Петр I был державным романтиком, «петербургским мечтателем»

Дилетант
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Открыть в приложении