«Картинки» натуралиста

Много лет назад, на заре моих зоологических экспедиций, я подсмотрел у коллег-орнитологов, а впоследствии друзей, одну характерную привычку: в течение дня во время коротких остановок они непременно что-то записывали в маленький карманный блокнотик, причём карандашом. Как оказалось, эта бесценная информация полевых исследователей становилась потом основой для фундаментальных работ учёных различных специальностей. Полезная привычка передалась и мне, правда, несколько в ином виде. Если орнитологи записывали конкретику: каких птиц, где и в каком количестве встретили, со всеми их поведенческими элементами, то я, будучи свободным от обязательств фиксировать увиденное по определённому шаблону, отмечал для себя только яркие моменты, поражавшие меня. Почти как в матрице фотокамеры. С появлением разнообразных гаджетов делать это стало проще — вместо карандашной писанины на ходу наговариваешь любой текст. Со временем цифровые заметки-картинки приобрели внушительный объём и в сочетании с фотографиями нередко являются теперь основой для статей и других публикаций. Вот и на этот раз, решив не утомительно для читателя рассказать об очень большой группе птиц со сходным поведением, я использовал свои «картинки».
Группа эта — кулики, объединившая несколько семейств. Но главным поводом для рассказа стали названия видов, столь примечательные и разнообразные, что каждый раз при встрече с их носителями я старался понять: почему же птицы так названы?
Как известно, по выразительности и меткости характеристик многие русские названия птиц превосходят соответствующие им наименования в большинстве европейских языков. Ведь народные названия зачастую основывались на каких-либо бросающихся в глаза особенностях внешнего вида, голоса или поведения птиц, а потому несли подчас и оттенки народного юмора. Вот примерно это, но и многое другое, отражалось в моих «картинках». Ну что, давайте посмотрим их?
Авдотка. Самым ярким и неоспоримым достоинством этого скрытного куличка является его выразительный жёлтый глаз. Но не только это. Кроме специфических токовых полётов, очень интересны некоторые элементы брачного ухаживания и взаимодействия вблизи гнезда, которое, как правило, располагается открыто, на галечных и щебнистых площадках. А ещё — очень забавно наблюдать из укрытия, как самец (или самка) крадётся издалека к оставленному ранее гнезду. Задача родителя в этом случае не дать отследить себя затаившемуся хищнику и предотвратить возможность внезапного нападения. Название птицы «авдотка» основано на народном толковании, по которому охоту на куликов начинали в пору, когда они нагуляют жир перед миграцией. Это приходилось на церковный день памяти 17 августа — день Авдотьи-Малиновки.
Куличка из семейства Ржанковые — тулеса — летом можно найти только в труднодоступных арктических тундрах, зато на зимовке я их постоянно встречаю на берегах южных морей — Каспийского и Чёрного. Здесь они вольготно кормятся, суетливо толча песок прямыми клювами и близко подпуская к себе. Название звукоподражательное, что полностью соответствует реальности. Мелодичные трели «туу-ли —туу-ли» слышны издалека.

А вот золотистая ржанка гораздо ярче тулеса летом. И не случайно — оперение её пестрит золотистыми вкраплениями вперемешку с чёрно-белыми перьями. Это мой любимый северный куличок, я его называю «праздником северных болот». При токовании в полёте самцы издают флейтовые свисты, а перелетая к другому участку территории или спускаясь на землю — трели. При токовании на земле самец и самка часто бегут рядом в одном направлении, временами делая внезапные остановки. И эти проявления брачных игр всегда радуют своей избыточной энергией и неотвратимостью начала новой жизни! Кулички устраивают свои гнёзда на болотах лесной зоны — на грядах или буграх, а так как болота эти весной вспыхивают ярчайшими красками цветущих растений, то на таком фоне получаются замечательные картинки. Этимология названия очевидна: ржанка — ржа — «ржавчина», описывающая коричневато-охристый цвет, характерный для оперения куличка.

Зуйки образуют микрогруппу самых маленьких куликов, в моей коллекции их четыре. Малый, морской, монгольский и галстучник. Этих нежных созданий на нитеобразных ножках-спичках всегда боишься задавить, когда оказываешься на их гнездовом участке. Но каждый раз убеждаешься, что волнения напрасны и наступить на взрослых или крох-пушинок невозможно — настолько они быстры и манёвренны. А вот, проявив неосторожность, разрушить едва приметное гнёздышко на пёстром песчано-ракушечном пляже очень просто. Друзья, если заметите кроху, смотрите внимательно под ноги — все зуйки ещё издалека сходят с кладки и уводят за собой любую живую угрозу для их потомства. Наиболее вероятная версия происхождения названия — семантическая. Слова «зуить», «зуйливый» — в значении «суетиться» и «метаться» туда и сюда, по определению В. И. Даля. Название отражает характерные движения птиц, быстро перебегающих (суетящихся) в поисках корма, хотя такие элементы поведения присущи не только зуйкам, но и другим мелким куликам. А видовые орнитонимы зуйков отражают их характерный внешний вид, примером тому — галстучник, в названии которого заключены все нюансы. Чёрная перевязь на груди и контрастный воротник на шее, очень маленький, но яркий и двуцветный клюв, оранжевые ноги плюс крупный размер выделяют этого зуйка среди остальных. Ну, прямо выставочный зуёк, только выступать! Вот он и выступает, когда приходит пора брачного поведения — токует в полёте, переваливаясь с крыла на крыло и почти все время поёт.