На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На очереди — «Рыбный рынок» фламандского живописца Франса Снейдерса.
Думаю, хотя бы раз, глядя на картины Франса Снейдерса, вы задавались вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?
Снейдерс знаменит своими рыбными лавками. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна художника с одноименным названием «Рыбный рынок», на которых изображены рыбы разных сортов, крабы, лобстеры, разложенные на прилавке и свисающие с крючков.
Эти картины написаны в жанре натюрморта, с французского nature morte — буквально «мертвая природа»; по-голландски stilleven — «тихая или неподвижная жизнь». Появление этого жанра в Нидерландах связано с протестантизмом.
XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом Римско-католической церкви, который отразился на ее учении, культе, институтах, роли в жизни общества, характере образованности и нравах духовенства. Начатая в 1517 году Мартином Лютером Реформация обрела в Европе XVI века характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.
Страны, которые стремились к централизации королевской власти, в то время выступали за ограничения притязаний высшего католического духовенства во главе с папой на контроль их государств.
Нидерланды же переживали свою личную драму.
С начала XVI века они находились под властью более отсталой, но имевшей сильнейшую в Европе наемную армию и военный флот феодальной Испании. Так как Нидерланды давали королевской казне в четыре раза больше дохода, чем колонии в Америке с их золотыми и серебряными рудниками, испанский король собирал с населения страны непомерно высокие налоги. Это лишало нидерландскую буржуазию значительной части ее доходов. Многие владельцы мануфактур были вынуждены закрывать свои предприятия, что приводило