Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой

Караван историйЗнаменитости

Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

Звезды есть в каждой профессии. В этом году в России впервые начали праздновать День проводника. И мы нашли уникального человека. Это Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой. Школьником он помогал брату, потом стал проводником, а в 24 года — начальником поезда. Сейчас ему 65 лет, и он до сих пор в деле. Заслуженный железнодорожник, начальник поезда и человек, ездить с которым — счастье даже для избалованных звезд.

— Василий Владимирович, вы когда-нибудь считали, сколько километров проехали?

— Больше десяти миллионов километров. Можно сказать, 250 раз обогнули Землю по экватору. Ездили в Мурманск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков и 33 года — в Хельсинки. Но это неточные подсчеты. Первые поездки я вообще не считал. Километры стал считать Александр Финяк, мой товарищ, с которым мы ездили с февраля 1982-го.

— Прекрасно, когда человек находит дело своей жизни. Как это произошло у вас?

— Довольно просто. Папа был ветераном войны, учителем русского языка, литературы и истории, директором школы, но нам с братьями рассказывал, что всегда хотел быть железнодорожником. Он заразил меня и брата этой любовью. И в 1971 году брат, который студентом пединститута подрабатывал проводником на железной дороге, взял с собой и меня, 14-летнего мальчишку. Начало июля. Белые ночи. Солнце не заходит за горизонт. Я потерялся во времени. Огромные озера Карелии, леса, сопки, Мурманск, Баренцево море, ледокол «Ленин» — все это мне брат показал. Приехали на cевер. А там плюс 30 градусов, жарища. Я был поражен. Когда сам стал студентом пединститута, с большим удовольствием летом работал проводником. Целый год ждал, чтобы отправиться в поездку опять. А потом мы стали работать круглогодично. Делать рейс в месяц.

Василий Чудовский, 70-е годы. Фото: из архива В. Чудовского

— Поделитесь секретами профессии проводника...

— Он должен быть профессионалом, идеально знать вагон, потому что железная дорога — зона повышенной опасности. Но он должен помнить, что это работа не только с металлом, а в первую очередь — с людьми. И я всем молодым проводникам говорю: «Важнее всего первые 20 секунд, когда пассажир увидит ваше настроение, глаза, оценит аккуратный вид, почувствует доброжелательность».

— А что самое интересное в вашей работе?

— Встреча с новыми людьми, которые едут в твоем вагоне. Когда я начинал работать, мне очень нравились плацкартные вагоны. Там 54 человека, с которыми ты «живешь» 36 часов. Они тебя начинают кормить, угощают домашней выпечкой, жареной курочкой. Я отказывался, но они так, от всей души предлагали...

— Вы были совсем молодым, когда получили должность начальника поезда...

— Двадцать четыре года. После срочной службы в Афганистане я вернулся в наше депо, и мне сказали: «Ты нам нужен не как проводник, а как начальник поезда». Их не смутило, что я фактически пацан. Они меня знали. Я работал сначала на всех поездах: и на дополнительных, и на фирменных, в том числе на элитном — на «Арктике», Москва — Мурманск.

Потом меня вызвали в отдел кадров и сказали: «Василий, есть предложение тебя утвердить на международную линию с перспективой работы там начальником поезда». Нужно было знать языки и пройти комиссию в райкоме партии, в Сокольниках. И я встречался там с ветеранами-большевиками, которым тогда было лет по восемьдесят, не меньше.

На внутренних линиях у меня были потрясающие учителя. Все ветераны Великой Отечественной войны. Например, Сергей Васильевич Тишинский, Михаил Иванович Иванов. А в поезде Москва — Хельсинки — Глеб Алексеевич Ильин и Владимир Григорьевич Романов. Они знали свое дело и учили, как работать с пассажирами. У Романова учителями были проводники царских времен! Они говорили ему: «Гордись своей профессией, вагоновожатый, и люби ее». (Тогда не было слова проводник. — Прим. ред.). А он говорил это мне. И я это впитал.

Василий Чудовский с молодыми коллегами перед рейсом. Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

— Вы всю жизнь в дороге, наверняка случались какие-то удивительные истории. Мне кажется, у вас обязательно должна быть история на тему, как кто-то в вашем поезде рожал...

— Это точно. Я только начал работать начальником поезда Москва — Мурманск, а тут непредвиденная ситуация: проехали Тверь и меня ночью вызывают — у беременной женщины, которая ехала с маленьким ребенком, отошли воды, она начала рожать. Я в шоке. Сам пацан. К счастью, в нашем поезде ехал проводник, который раньше работал стоматологом, а потом сменил род деятельности. Ему было лет сорок. Он держался уверенно. Сказал: «Мне нужны ножницы, суровая нитка, чтобы перевязать пуповину, и спирт». У нас нашелся йод, а там же 70 или 80 процентов спирта. Йодом все обработали, и проводник принял роды. Родился мальчик. Когда я понял, что все в порядке, это были непередаваемые ощущения. Это же настоящее чудо!

И вот еще удивительная история. И смешная, и печальная. Выехали из Выборга, едем в сторону Санкт-Петербурга. Вдруг машинист делает экстренную остановку, говорит: «Кажется, человек попал под поезд. Ищите». Зима, сугробы везде. Я и поездной электромонтер ищем. Видим, в сугробе метров за десять от нас лежит мужик, копошится. Ни царапины у него. Помогаем зайти в вагон, наливаем чай крепкий, сладкий. Он берет этот стакан и выпивает кипяток залпом, как воду. Я говорю: «Что случилось?» — «С женой поругался, пошел прогуляться по путям и не понял, как...» Когда набрали жене, она подумала, что это программа «Розыгрыш». А потом уже разрыдалась... Ее муж, конечно, счастливчик. Остался цел и невредим.

Экстремальные ситуации в пути, конечно, бывают. Но гораздо больше хорошего. И самое прекрасное — это встречи в пути с интересными людьми.

— Я знаю некоторых известных людей, которые, если ездили в Финляндию, то старались, чтобы это была ваша смена, ваша бригада.

— Да, у нас ездило много известных людей: ученые, политики, писатели, поэты, актеры, режиссеры. Со многими я не просто познакомился, а подружился в поезде. Я очень горжусь тем, что дружил со Станиславом Иосифовичем Ростоцким. Был такой режиссер, который снял великие фильмы — «...А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника». Ветеран, человек мужественный и очень скромный. У него не было ноги. Он не афишировал, не хотел, чтобы жалели. А мне рассказал. Мы с ним сидели и разговаривали не только о кинематографе, а и о жизни — как проходили съемки, экспедиции. Мужской разговор...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
«Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями «Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями

«Время года зима» — отчаянное и откровенное кино о болезни Альцгеймера

Правила жизни
Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
Роботы в аграрной отрасли Роботы в аграрной отрасли

Уровень использования новых технологий на сельхозпредприятиях остается невысоким

Агроинвестор
Наталья Крачковская: «У меня был шанс устроить свою личную жизнь, но как-то не получилось...» Наталья Крачковская: «У меня был шанс устроить свою личную жизнь, но как-то не получилось...»

Я одна. Иногда думаю: вот упаду — никто даже и не узнает

Караван историй
Анемия у детей Анемия у детей

Причины и симптомы анемии у детей

Лиза
Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты» Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты»

Регина Тодоренко — о съемках в «Орел и решка» и новых тревел-проектах

Караван историй
Большинство озер на Земле изменят цвет к 2100 году: какими они станут? Большинство озер на Земле изменят цвет к 2100 году: какими они станут?

Совсем скоро мы не узнаем свою планету

Вокруг света
Заплатить долги Заплатить долги

Что и кому мы должны в семье? И кто это решает?

Psychologies
Действуй, сестра: как четыре дагестанки сбежали от домашнего насилия Действуй, сестра: как четыре дагестанки сбежали от домашнего насилия

Почему кавказские женщины покидают свои дома?

Forbes
Зачем тебе нужны гидролаты Зачем тебе нужны гидролаты

Что такое гидролаты, чем они полезны и как их эффективно использовать?

Лиза
Хлебное ухо Хлебное ухо

Сибирь. Рецепт необычных пельменей

Вокруг света
Новая стратегия роста Новая стратегия роста

Каких целей должен добиться АПК к 2030 году

Агроинвестор
Полный вперед, «Политрук Бочаров»! Полный вперед, «Политрук Бочаров»!

Cемейная пара воссоздала советский теплоходик в духе 1950–60‑х годов

Y Magazine
Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте? Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте?

Мария-Антуанетта была просто создана для того, чтобы о ней сплетничать

Maxim
Как правильно спорить, чтобы не испортить отношения: 4 приема Как правильно спорить, чтобы не испортить отношения: 4 приема

Любое слово, сказанное в пылу спора, может помешать интересному знакомству

Psychologies
Роман Курцын: «Из того, что написано о моей личной жизни, 70% — неправда» Роман Курцын: «Из того, что написано о моей личной жизни, 70% — неправда»

Роман Курцын о необходимости находить общий язык с самим собой

Maxim
Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы» Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историй
Испытание холодом Испытание холодом

Холод помогает думать быстрее и стареть медленнее

Здоровье
Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания

Могут ли болезни и упадок сил быть связаны с эмоциональным состоянием?

Psychologies
«Он просил взять вину на себя»: как женщины попадают в тюрьмы и при чем здесь мужчины «Он просил взять вину на себя»: как женщины попадают в тюрьмы и при чем здесь мужчины

Почему женщины убивают, крадут или распространяют наркотики?

Forbes
5 захватывающих семейных саг, которые стоит прочесть 5 захватывающих семейных саг, которые стоит прочесть

Масштабные произведения, не уступающие классическим романам о семьях

СНОБ
Лёгкость бытия Лёгкость бытия

Микс северной сдержанности и южного темперамента в московской квартире

Идеи Вашего Дома
Как живет немецкая коммуна анархистов, в которой дети могут выбирать себе родителей Как живет немецкая коммуна анархистов, в которой дети могут выбирать себе родителей

Коммуны Нидеркауфунген — удивительная история анархистов из Германии

Maxim
Как сделать идеальный пресс: 7 самых эффективных методов Как сделать идеальный пресс: 7 самых эффективных методов

Делимся простыми способами похудения в области живота

ТехИнсайдер
Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности

Что помогает держаться на плаву бренду Sans Merci

РБК
Как бороться с расширенными порами на лице: советы дерматологов Как бороться с расширенными порами на лице: советы дерматологов

Почему поры становятся большими и можно ли их сузить

РБК
Зеленый город мечты Зеленый город мечты

В Красноярске новые впечатления найдут для себя и урбанисты, и любители тишины

Отдых в России
Кануан: третья попытка Кануан: третья попытка

Новый кандидат на звание самого роскошного карибского острова

Robb Report
Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен» Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен»

Как коммуникации и реклама влияют на потребителя

РБК
Открыть в приложении