Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше

N+1Hi-Tech

Совместный сновидческий процесс

Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше

Иван Шунин

Когда работаешь с новостями науки, иллюстрации — это сложно. Ладно еще, когда речь о каком-то наглядном поведенческом эксперименте. Но когда у тебя доказательство математической теоремы или демонстрация тонкого эффекта из области квантовой химии, где в качестве иллюстративного материала в лучшем случае графики — приходится думать. Думать долго и отчаянно. Так что когда разработчики нейросетей начали сначала делиться успехами своих детищ в живописи, а после запустили сервисы нейрогенерации изображений мы, конечно, очень обрадовались. Но простая генерация картинок в ответ на набор слов — это еще не очень интересно. Поэтому мы пошли к Илье Яцкевичу и Алексею Устьянцеву, которые занимаются нейрогенеративным искусством, чтобы они попробовали себя в роли иллюстраторов научных новостей — а потом поговорили с ними о том, как меняют их работу рисующие машины.

[N + 1]: Генерация изображений при помощи нейронки, это что? Уже отдельное художественное направление? Или все люди, которые занимаются изобразительным творчеством, просто сейчас осваивают новый инструмент?

[Илья]: Сейчас в твиттере и инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) многие стонут: «о боже, нет, они заменяют художников!» [мы говорили с Ильей и Алексеем еще 24 августа — прим. N + 1]. Ну, так-то слава роботам, конечно. И определенные подвижки на рынке труда в связи с этим произойдут. Грубо говоря, если ты не можешь делать что-то подобное — это проблема. Но в любом случае человеческая роль во всем этом остается. Потому что человек делает это с пониманием идеи, контекста. Он корректирует промпты, настраивает их в соответствии со своей задумкой, со своим представлением о предмете — особенно когда мы говорим о весьма абстрактных научных образах. Да и, в конце концов, он потом ретуширует это и собирает вместе.

[N + 1]: А ты можешь всю цепочку описать? Не только применительно к нашей конкретной истории с заголовками, а вообще.

[Илья]: Я, например, работаю сейчас над клипом Дельфина и мы используем нейросетки для того, чтобы дать какие-то общие референсы, направление, настроение. То, ради чего я раньше ковырял бы пинтерест на протяжении многих часов. Сейчас на это уже не уходит так много времени. Получается где-то конкретнее, где-то интереснее.

[N + 1]: То есть ты начинаешь предпочитать такую технику всем остальным сценариям, она заменяет прошлые привычки?

[Илья]: Ну, я по-прежнему смотрю пинтерест, я по-прежнему люблю рисовать руками, но это все удачно дополняет мою практику.

[Алексей]: Давай я добавлю. Нейросетки очень полезны, в первую очередь, когда тебе нужно очень быстро получить очень большое количество материала. То есть у тебя появилась идея, ты забиваешь два предложения и получаешь кучу всего. За это время ты раньше успел бы только пинтерест открыть и первые две картинки полайкать. А когда тебе нужно что-то человеку показать и объяснить, это очень удобно.

[N + 1]: Ага, плюс это ровный результат — получаешь много и оно все какого-то одного качества.

[Алексей]: Ну, одного стиля... Насчет качества не уверен.

[Илья]: Во-первых — да, конечно, в среднем по больнице качество абсолютно ровное. Но помимо этого есть еще прекрасные случайности, которые происходят достаточно часто. Картинки, которые выбиваются из ряда себе подобных. Как правило, именно такие случайности я и предпочитаю использовать. То есть у тебя помимо массы качественного материала есть еще какие-то классные штуки, которые в процессе возникают.

Смотри, вот мы с Лешей придумали историю про планету после многих техногенных катастроф, где вдобавок ко всему появился какой-то загадочный красный туман, который придал людям необычные возможности — в общем, у нас есть сеттинг. В рамках этого сеттинга у нас появляются персонажи: они всплывают из вопросов о том, как выглядит это, как выглядит то. У меня есть представление о том, как это выглядит, какой-то [общий] силуэт:

Eli Jackiewicz

И я иду с ним в одну нейросетку, пробую его сгенерировать там, может быть рисую вручную:

Eli Jackiewicz

Потом иду в другую — и быстро генерирую большое количество деталей, которые позволяют мне описать форму этого силуэта максимально выразительно и насытить его деталями.

И вот на стыке такого человеческого и машинного творчества получаются прикольные вещи:

[N + 1]: Хорошо. Давай к следующему. Вот есть новый инструмент, плюс какие-то навыки, необходимые для того, чтобы им пользоваться. Есть ли уже какая-то базовая матчасть, которую нужно освоить, чтобы всерьез стать таким нейроартистом?

[Илья]: Когда это все начиналось, это было просто быстро развивающееся сообщество. Люди учились друг у друга, анализировали промпты друг друга и получали что-то новое. Сейчас уже есть коллосальное количество материалов, которые описывают эту всю промпт-инженерию как дисциплину своего рода. Есть синтаксис, есть ключи, которые позволяют влиять на стилистику изображения. И так далее. Более того, у меня в одной из коллаб запущена отдельная нейросетка, которая разбирает картинки на промпты.

[N + 1]: То есть ты кормишь ей картинку, а она тебе говорит, каким промптом ее можно получить?

[Илья]: Да. Реверс-инжиниринг уже есть. Словари промптов уже есть. Какие-то интерфейсы на эту тему, кроме текстовых, уже появляются. Все это развивается очень быстро.

[N + 1]: А ты в целом себе представляешь, что у нее под капотом там? Или ты просто как артист с этой штукой взаимодействуешь?

[Илья]: Нет, я с ней взаимодействую чисто как чувак, который кнопочки нажимает. У меня есть примерное представление о том, как это работает. Я понимаю, что в ней там два логических модуля, один занимается этим, второй тем. Я понимаю, как происходит диффузия, как картинка восстанавливается из шумов. Я могу запустить какой-нибудь код в какой-нибудь коллабе. Немножко его подправить — тоже могу. Хотя не очень люблю.

[N + 1]: И тебе это, в общем, не надо? То есть ты не оказываешься в ситуации, когда ты такой — блин, ну тут с кодом надо работать, я мимо? Просто вот работающий черный ящик и все хорошо, я умею с ним взаимодействовать на уровне промптов, я осваиваю и развиваю искусство взаимодействия с этими машинами.

[Илья]: В принципе, да. Но есть отдельные инструменты, которые все еще требуют работы с кодом. Сейчас я участвую в альфа-тестах еще одного такого сервиса. Они делают классное рабочее пространство с многоуровневой структурой. Ты перетаскиваешь в свое рабочее пространство разные нейросетки, подключаешь их друг к другу, как в DaVinci или Blender. И скармливаешь результат одной генерации в другую. Это дает кучу неожиданных и интересных результатов.

[N + 1]: А, они атакуют продукт друг друга?

[Илья]: Ну можно и так сказать. Я могу взять своего персонажа, при помощи одной нейросетки убрать у него фон, при помощи второй преобразовать его в 3D и потом при помощи третьей его как-то стилизовать.

[N + 1]: Окей. Давай теперь вдоль галереи с нашими заголовками пойдем. Что там происходило и как? Вот у тебя был список, что ты пошел с ним делать?

Мы отправили Илье с Алексеем список типичных новостей, с иллюстрацией к которым, на наш взгляд, человеку не так просто справиться:

  • Бозе-конденсат из атомов рубидия в оптическом резонаторе
  • Оптогенетический инструмент для управления экспрессией белков
  • Новый путь синтеза пребиотических кислот
  • Углеродный ремень закрутился в ленту Мебиуса
  • Веселящий газ позволил получать фенолы каталитически
  • Топологически хиральный молекулярный узел
  • Кластерные полиоксометаллаты собрались в двумерные пористые структуры
  • Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой
  • Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих
  • Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей
  • Обучение страхом вызвало у мышей пластичность в дендритах
  • Гаплонедостаточность уличили в развитии тяжелой формы стафилококковой инфекции
  • Контактные линзы доставили лекарство в переднюю камеру глаза с помощью ионофореза
  • Бегающие и кусающиеся собаки поддержали эпидемию бешенства в Танзании
  • Пересадка фекальной микробиоты снизила тягу к алкоголю
  • Дифференцировку моноцитов в толстой кишке у мышей связали с регуляторным фактором интерферона 5
  • Клоны флуоресцирующей макаки помогли оценить безопасность точечного редактирования генома
  • Вирусы заставили мышей привлечь комаров-переносчиков запахом черемухи

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что возбуждает мужчину больше всего: слова, запахи, тело Что возбуждает мужчину больше всего: слова, запахи, тело

О секретах мужской сексуальности рассказала врач-сексолог

Psychologies
Доктор Пихто Доктор Пихто

«Час дьявола»: «Твин-Пикс» с британским акцентом

Weekend
Воплощение элегантности Воплощение элегантности

Изысканная мебель и удачное текстильное оформление в современной квартире

Идеи Вашего Дома
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй

Что стоит знать о судьбе Осипа Мандельштама

ТехИнсайдер
Гордость Сибири Гордость Сибири

Братская и Иркутская ГЭС: знакомимся с историей и работой этих предприятий

Отдых в России
Схватка в вакууме: как Марс разрывает на части собственный спутник Фобос Схватка в вакууме: как Марс разрывает на части собственный спутник Фобос

Астрономы рассмотрели глубокие шрамы на поверхности космического тела

Вокруг света
7 потрясных фактов о Мадсе Миккельсене, датчанине с русским духом 7 потрясных фактов о Мадсе Миккельсене, датчанине с русским духом

Факты о Мадсе Миккельсене, которые ты не знал

Maxim
4 модные вещи, которые не стоят твоих денег, — на что не нужно тратиться зимой 4 модные вещи, которые не стоят твоих денег, — на что не нужно тратиться зимой

Супертрендовые вещи, которые не стоят твоих денег

VOICE
Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР

Какими были светские бомбоубежища? Публикуем фотографии и рассказы диггеров

Вокруг света
История одной фотографии: первый секс-шоп в ГДР, 1989 История одной фотографии: первый секс-шоп в ГДР, 1989

Первый секс-шоп ГДР принадлежал старушке-каскадерше по имени Беате Узе

Maxim
«Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть «Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть

«Правдоподобные» мифы о контрацепции, которые люди продолжают считать правдой

VOICE
«Идеи о справедливости» «Идеи о справедливости»

Шариат и культурные изменения в русском Туркестане: отрывок из книги

N+1
Государство — это всё: как любимый философ Путина воспринял бы новую идеологию России Государство — это всё: как любимый философ Путина воспринял бы новую идеологию России

Почему российское государство не может выработать собственную идеологию?

Forbes
Ученые показали, чем мозг осьминога похож на мозг человека Ученые показали, чем мозг осьминога похож на мозг человека

Эволюция мозга головоногих моллюсков, связана с резким расширением микроРНК

ТехИнсайдер
Флаг не по силам Флаг не по силам

Сто лет назад, в сырую осеннюю ночь 24 октября 1922 года...

Дилетант
Как в СССР копировали автомобили капиталистического автопрома: не хуже оригинала Как в СССР копировали автомобили капиталистического автопрома: не хуже оригинала

Автопром в Советском Союзе всегда был как хромая лошадь

ТехИнсайдер
«Депрессия — показатель слабости»: 10 главных заблуждений о психическом расстройстве «Депрессия — показатель слабости»: 10 главных заблуждений о психическом расстройстве

Депрессия проявляется в различных формах и не всегда так, как показывают в кино

Psychologies
Какой вы друг на самом деле? Какой вы друг на самом деле?

У каждой дружбы свой почерк. Какой почерк у вашей?

Psychologies
9 самых популярных видов маникюра: уход, лечение и нейл-арт 9 самых популярных видов маникюра: уход, лечение и нейл-арт

Рассказываем об основных профессиональных видах ухода за ногтями

РБК
Хищники в центре Москвы и цветущий кофе в Петербурге: 5 лучших ботанических садов России Хищники в центре Москвы и цветущий кофе в Петербурге: 5 лучших ботанических садов России

Путешествуем вокруг света, не покидая пределов страны

Вокруг света
Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра

Ар-брют — грубое и необработанное искусство

Psychologies
Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте? Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте?

Мария-Антуанетта была просто создана для того, чтобы о ней сплетничать

Maxim
«Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика «Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика

Какие этапы развития проходит пара? Что меняет появление ребенка?

Psychologies
От сумасшествия до слепоты: что говорят картины о болезнях художников От сумасшествия до слепоты: что говорят картины о болезнях художников

Как болезни проявлялись в картинах великих художников

Maxim
Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях

Директор фонда «Подари жизнь»: почему благотворительность — это про любовь

РБК
Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас

Отрывок из книги «Материнский сценарий» — о том, как примириться с родителями

Forbes
Как Silent змéя приручила Как Silent змéя приручила

Кайт может служить эффективным движителем для моторных катамаранов

Y Magazine
Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире» Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире»

Как Тарик Салех предлагает бороться с репрессивной машиной власти

СНОБ
Актриса Светлана Устинова: «Я никогда не думала, что создам полнометражную картину о деменции» Актриса Светлана Устинова: «Я никогда не думала, что создам полнометражную картину о деменции»

Интервью со Светланой Устиновой о ее режиссерском дебюте «Время года зима»

СНОБ
Открыть в приложении