Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше

N+1Hi-Tech

Совместный сновидческий процесс

Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше

Иван Шунин

Когда работаешь с новостями науки, иллюстрации — это сложно. Ладно еще, когда речь о каком-то наглядном поведенческом эксперименте. Но когда у тебя доказательство математической теоремы или демонстрация тонкого эффекта из области квантовой химии, где в качестве иллюстративного материала в лучшем случае графики — приходится думать. Думать долго и отчаянно. Так что когда разработчики нейросетей начали сначала делиться успехами своих детищ в живописи, а после запустили сервисы нейрогенерации изображений мы, конечно, очень обрадовались. Но простая генерация картинок в ответ на набор слов — это еще не очень интересно. Поэтому мы пошли к Илье Яцкевичу и Алексею Устьянцеву, которые занимаются нейрогенеративным искусством, чтобы они попробовали себя в роли иллюстраторов научных новостей — а потом поговорили с ними о том, как меняют их работу рисующие машины.

[N + 1]: Генерация изображений при помощи нейронки, это что? Уже отдельное художественное направление? Или все люди, которые занимаются изобразительным творчеством, просто сейчас осваивают новый инструмент?

[Илья]: Сейчас в твиттере и инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) многие стонут: «о боже, нет, они заменяют художников!» [мы говорили с Ильей и Алексеем еще 24 августа — прим. N + 1]. Ну, так-то слава роботам, конечно. И определенные подвижки на рынке труда в связи с этим произойдут. Грубо говоря, если ты не можешь делать что-то подобное — это проблема. Но в любом случае человеческая роль во всем этом остается. Потому что человек делает это с пониманием идеи, контекста. Он корректирует промпты, настраивает их в соответствии со своей задумкой, со своим представлением о предмете — особенно когда мы говорим о весьма абстрактных научных образах. Да и, в конце концов, он потом ретуширует это и собирает вместе.

[N + 1]: А ты можешь всю цепочку описать? Не только применительно к нашей конкретной истории с заголовками, а вообще.

[Илья]: Я, например, работаю сейчас над клипом Дельфина и мы используем нейросетки для того, чтобы дать какие-то общие референсы, направление, настроение. То, ради чего я раньше ковырял бы пинтерест на протяжении многих часов. Сейчас на это уже не уходит так много времени. Получается где-то конкретнее, где-то интереснее.

[N + 1]: То есть ты начинаешь предпочитать такую технику всем остальным сценариям, она заменяет прошлые привычки?

[Илья]: Ну, я по-прежнему смотрю пинтерест, я по-прежнему люблю рисовать руками, но это все удачно дополняет мою практику.

[Алексей]: Давай я добавлю. Нейросетки очень полезны, в первую очередь, когда тебе нужно очень быстро получить очень большое количество материала. То есть у тебя появилась идея, ты забиваешь два предложения и получаешь кучу всего. За это время ты раньше успел бы только пинтерест открыть и первые две картинки полайкать. А когда тебе нужно что-то человеку показать и объяснить, это очень удобно.

[N + 1]: Ага, плюс это ровный результат — получаешь много и оно все какого-то одного качества.

[Алексей]: Ну, одного стиля... Насчет качества не уверен.

[Илья]: Во-первых — да, конечно, в среднем по больнице качество абсолютно ровное. Но помимо этого есть еще прекрасные случайности, которые происходят достаточно часто. Картинки, которые выбиваются из ряда себе подобных. Как правило, именно такие случайности я и предпочитаю использовать. То есть у тебя помимо массы качественного материала есть еще какие-то классные штуки, которые в процессе возникают.

Смотри, вот мы с Лешей придумали историю про планету после многих техногенных катастроф, где вдобавок ко всему появился какой-то загадочный красный туман, который придал людям необычные возможности — в общем, у нас есть сеттинг. В рамках этого сеттинга у нас появляются персонажи: они всплывают из вопросов о том, как выглядит это, как выглядит то. У меня есть представление о том, как это выглядит, какой-то [общий] силуэт:

Eli Jackiewicz

И я иду с ним в одну нейросетку, пробую его сгенерировать там, может быть рисую вручную:

Eli Jackiewicz

Потом иду в другую — и быстро генерирую большое количество деталей, которые позволяют мне описать форму этого силуэта максимально выразительно и насытить его деталями.

И вот на стыке такого человеческого и машинного творчества получаются прикольные вещи:

[N + 1]: Хорошо. Давай к следующему. Вот есть новый инструмент, плюс какие-то навыки, необходимые для того, чтобы им пользоваться. Есть ли уже какая-то базовая матчасть, которую нужно освоить, чтобы всерьез стать таким нейроартистом?

[Илья]: Когда это все начиналось, это было просто быстро развивающееся сообщество. Люди учились друг у друга, анализировали промпты друг друга и получали что-то новое. Сейчас уже есть коллосальное количество материалов, которые описывают эту всю промпт-инженерию как дисциплину своего рода. Есть синтаксис, есть ключи, которые позволяют влиять на стилистику изображения. И так далее. Более того, у меня в одной из коллаб запущена отдельная нейросетка, которая разбирает картинки на промпты.

[N + 1]: То есть ты кормишь ей картинку, а она тебе говорит, каким промптом ее можно получить?

[Илья]: Да. Реверс-инжиниринг уже есть. Словари промптов уже есть. Какие-то интерфейсы на эту тему, кроме текстовых, уже появляются. Все это развивается очень быстро.

[N + 1]: А ты в целом себе представляешь, что у нее под капотом там? Или ты просто как артист с этой штукой взаимодействуешь?

[Илья]: Нет, я с ней взаимодействую чисто как чувак, который кнопочки нажимает. У меня есть примерное представление о том, как это работает. Я понимаю, что в ней там два логических модуля, один занимается этим, второй тем. Я понимаю, как происходит диффузия, как картинка восстанавливается из шумов. Я могу запустить какой-нибудь код в какой-нибудь коллабе. Немножко его подправить — тоже могу. Хотя не очень люблю.

[N + 1]: И тебе это, в общем, не надо? То есть ты не оказываешься в ситуации, когда ты такой — блин, ну тут с кодом надо работать, я мимо? Просто вот работающий черный ящик и все хорошо, я умею с ним взаимодействовать на уровне промптов, я осваиваю и развиваю искусство взаимодействия с этими машинами.

[Илья]: В принципе, да. Но есть отдельные инструменты, которые все еще требуют работы с кодом. Сейчас я участвую в альфа-тестах еще одного такого сервиса. Они делают классное рабочее пространство с многоуровневой структурой. Ты перетаскиваешь в свое рабочее пространство разные нейросетки, подключаешь их друг к другу, как в DaVinci или Blender. И скармливаешь результат одной генерации в другую. Это дает кучу неожиданных и интересных результатов.

[N + 1]: А, они атакуют продукт друг друга?

[Илья]: Ну можно и так сказать. Я могу взять своего персонажа, при помощи одной нейросетки убрать у него фон, при помощи второй преобразовать его в 3D и потом при помощи третьей его как-то стилизовать.

[N + 1]: Окей. Давай теперь вдоль галереи с нашими заголовками пойдем. Что там происходило и как? Вот у тебя был список, что ты пошел с ним делать?

Мы отправили Илье с Алексеем список типичных новостей, с иллюстрацией к которым, на наш взгляд, человеку не так просто справиться:

  • Бозе-конденсат из атомов рубидия в оптическом резонаторе
  • Оптогенетический инструмент для управления экспрессией белков
  • Новый путь синтеза пребиотических кислот
  • Углеродный ремень закрутился в ленту Мебиуса
  • Веселящий газ позволил получать фенолы каталитически
  • Топологически хиральный молекулярный узел
  • Кластерные полиоксометаллаты собрались в двумерные пористые структуры
  • Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой
  • Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих
  • Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей
  • Обучение страхом вызвало у мышей пластичность в дендритах
  • Гаплонедостаточность уличили в развитии тяжелой формы стафилококковой инфекции
  • Контактные линзы доставили лекарство в переднюю камеру глаза с помощью ионофореза
  • Бегающие и кусающиеся собаки поддержали эпидемию бешенства в Танзании
  • Пересадка фекальной микробиоты снизила тягу к алкоголю
  • Дифференцировку моноцитов в толстой кишке у мышей связали с регуляторным фактором интерферона 5
  • Клоны флуоресцирующей макаки помогли оценить безопасность точечного редактирования генома
  • Вирусы заставили мышей привлечь комаров-переносчиков запахом черемухи

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секс-расхламление: 3 устаревших интимных правила, от которых пора отказаться Секс-расхламление: 3 устаревших интимных правила, от которых пора отказаться

Пора превратить просто хороший секс в идеальный

Maxim
Столик на одного: что значит быть синглом и как живут женщины «без пары» в России Столик на одного: что значит быть синглом и как живут женщины «без пары» в России

Кто такие синглы и чем женский статус «без пары» отличается от мужского

Forbes
История Forsal История Forsal

Как исследователь Арктики очаровал Nike?

Inc.
Зависимое расстройство личности: 10 признаков — как распознать проблему Зависимое расстройство личности: 10 признаков — как распознать проблему

Что такое зависимое расстройство личности и как оно проявляется?

Psychologies
«Ломтик» от Feadship «Ломтик» от Feadship

Feadship показывает, что бывают яхты без низких потолков и темных интерьеров

Y Magazine
Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов

Семь самых интригующих находок археологов

ТехИнсайдер
«Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть «Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть

Почему расставание с человеком вызывает у нас противоречивые чувства?

Psychologies
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
8 самых сомнительных героев СССР 8 самых сомнительных героев СССР

Многие известные деятели СССР были совсем не такими, какими мы их знаем

Maxim
Годзилла — король монстров Годзилла — король монстров

Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Правила жизни
Как археологи подтверждали Библию Как археологи подтверждали Библию

Археологи подтвердили библейские рассказы

СНОБ
Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен» Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен»

Как коммуникации и реклама влияют на потребителя

РБК
Модель бога: что мы узнаем о Пелевине из нового документального фильма о его жизни Модель бога: что мы узнаем о Пелевине из нового документального фильма о его жизни

Каким получился документальный фильм журналиста Родиона Чепеля «Пелевин»

Forbes
Древний ужас и непостижимость космоса: 3 мистических парка в Европе, где хочется думать о вечном Древний ужас и непостижимость космоса: 3 мистических парка в Европе, где хочется думать о вечном

Посмотрите, как выглядят самые необычные примеры садово-паркового искусства

Вокруг света
В царстве холода В царстве холода

Что интересного можно увидеть в Русской Арктике?

Отдых в России
Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить» Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить»

Светлана Иванова — о знакомстве с Волчек, работе в театре и главном страхе

СНОБ
5 человек, в чье существование невозможно поверить: вы поразитесь! 5 человек, в чье существование невозможно поверить: вы поразитесь!

Человеческое тело способно на невероятные вещи

ТехИнсайдер
Праздник жизни Праздник жизни

Новый проект Татьяны Мироновой впечатляет искрящейся витальностью

SALON-Interior
В СССР дома перевозили вместе с жильцами, пока те спали! Вот как это было В СССР дома перевозили вместе с жильцами, пока те спали! Вот как это было

Советские инженеры порой удивляли своими способностями

ТехИнсайдер
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Сила черного золота: 5 интересных книг о нефти Сила черного золота: 5 интересных книг о нефти

Топ-5 книг про нефть

ТехИнсайдер
Как правильно выбрать кружку или бокал для пива? Как правильно выбрать кружку или бокал для пива?

Как можно пить из одной и той же посуды лагер и имперский стаут? Нонсенс!

Maxim
Как справиться с сильными эмоциями: 2 совета — научитесь помогать себе Как справиться с сильными эмоциями: 2 совета — научитесь помогать себе

Как научиться контролировать эмоции без вреда для себя и окружающих?

Psychologies
Что делать, если смартфон быстро садится на холоде? Что делать, если смартфон быстро садится на холоде?

Рассказываем, почему телефон разряжается на холоде, и делимся полезным лайфхаком

Maxim
5 захватывающих семейных саг, которые стоит прочесть 5 захватывающих семейных саг, которые стоит прочесть

Масштабные произведения, не уступающие классическим романам о семьях

СНОБ
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
Плата за дружбу Плата за дружбу

Как путешествовать с домашними питомцами

Деньги
5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы 5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы

Виды вооружений, соперничать с которыми на всей Земле не мог никто

ТехИнсайдер
Куклы, сделанные из мертвых детей: история Анатолия Москвина, окружившего себя телами подростков Куклы, сделанные из мертвых детей: история Анатолия Москвина, окружившего себя телами подростков

Куклы из детей: нервы сдавали даже у следователей, которые видели многое

VOICE
Если замерз замок в машине: 7 способов открыть дверцу Если замерз замок в машине: 7 способов открыть дверцу

Как проникнуть в автомобиль, доступ в который преграждает лед в замка двери?

CHIP
Открыть в приложении