Ядерный зонтик Франции никого не спасет
Идея Эммануэля Макрона поделиться ядерным оружием с союзниками чревата катастрофой для европейской цивилизации. Но вовсе не из-за своего разрушительного потенциала

«Мы не хотим развязывать третью мировую войну», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон и с ходу предложил разместить французские истребители Rafale с ядерным оружием на борту в других государствах ЕС. По его мнению, это как-то поможет Украине защищаться, а в идеале и получить наилучшую позицию для переговоров с Россией.
Предложение Макрона следует рассматривать в контексте его идеи о развертывании французского ядерного зонтика над европейскими союзниками. Впервые президент Франции заговорил об этом в начале марта 2025 года. «Наше ядерное сдерживание защищает нас. Оно всеобъемлющее, суверенное и полностью французское, — заявил Макрон. — Однако <…> я решил открыть стратегические дебаты о защите наших европейских континентальных союзников посредством нашего сдерживания».
Под термином «ядерный зонтик» принято понимать гарантии защиты, которые государство, обладающее ядерным оружием, предоставляет стране или территории. В данном случае, очевидно, речь идет о защите как минимум Центральной Европы от гипотетической агрессии со стороны России. Пока такая инициатива Макрона не находит особого отклика среди лидеров ЕС. Видимо, из-за непредсказуемости последствий.
Да и насчет усиления переговорной позиции Киева Макрон, конечно, ошибается, о чем свидетельствуют результаты недавних переговоров в Стамбуле. Совершенно очевидно также, что распространение ядерного оружия в Европе не добавит безопасности, предсказуемости и стабильности. Об этом недавно заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
И тем не менее ситуация складывается опасная. Даже одна ядерная боеголовка способна привести к печальным последствиям. А сколько их у Франции? Необходимо проанализировать, из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал.
Ядерный потенциал Франции. Предыстория
Важным толчком к разработке французского ядерного оружия стал Суэцкий кризис 1956 года. За четыре года до этого в Египте произошла Июльская революция. Запад критически относился к новым властям страны, и президент Гамаль Насер начал сближение с Советским Союзом.
С целью привлечения дополнительных средств в бюджет Насер национализировал Суэцкий канал, что привело к конфликту с Францией, Великобританией и Израилем. СССР пригрозил инициаторам кризиса военным вмешательством в конфликт, а США отказались поддержать их. В итоге Насеру удалось сохранить контроль над Суэцем. Великобритания, Франция и Израиль не рискнули вступать в прямую конфронтацию с Москвой. Тогда же стало понятно, в каком выигрышном положении находится любое государство, обладающее ядерным оружием.
При этом первый пятилетний план развития французской атомной индустрии был принят еще в 1952 году. Правда, тогда подразумевался именно мирный атом. Но уже во втором пятилетнем плане развития имелся военный компонент. Первые ядерные испытания было решено подготовить к 1960 году. Показательно, что все эти усилия предпринимались втайне от союзников по НАТО. Научно-технического потенциала Франции хватало на то, чтобы создать атомную бомбу самостоятельно.
Становление Франции как ядерной державы обычно связывают с президентством генерала де Голля (1958–1969). Действительно, ни один из политических лидеров Франции не был столь последовательным сторонником обретения собственного ядерного щита, как де Голль. Именно при нем Франция взорвала свою первую атомную бомбу.

Операция носила кодовое название «Синий тушканчик» и была проведена в центре алжирской Сахары. Устройство успешно сработало, а продукты распада заразили радиацией большую территорию. Серийное производство первой бомбы AN-11 мощностью 60 килотонн в тротиловом эквиваленте началось в 1963 году.
Всего с 1960 по 1997 год Франция провела 210 ядерных испытаний — больше, чем Китай и Великобритания, вместе взятые. Первые 17 испытаний прошли в Алжире. Остальные — в Полинезии.
Франция активно включилась в гонку ядерных вооружений. Если в 1966 году у нее было 36 ядерных зарядов, то в 1992-м все 540. Затем Париж сократил арсенал и теперь в его распоряжении около 300 стратегических боезарядов.
В 1964 году появился носитель бомбы AN-11 — бомбардировщик Mirage-IV. На самом деле это глубоко переработанный проект тяжелого истребителя, который стал временным решением до момента создания атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
ПЛАРБ предназначена исключительно для нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам и административно-политическим центрам противника. Этим она отличается от лодок, вооруженных торпедами (ПЛАТ) и крылатыми ракетами (ПЛАРК), у которых другие цели и задачи.
В начале 1970-х в Провансе заработала военная база Сен-Кристоль с баллистическими ракетами средней дальности шахтного базирования S-2 с ядерной моноблочной боевой частью. Из-за невысокой точности и мощности «эс-вторые» должны были применяться для поражения площадных и слабо защищенных целей на территории СССР и стран Варшавского договора. При этом они имели сильно ограниченную дальность — всего 3000 километров.
Через десятилетие S-2 были заменены на S-3. Новые ракеты могли улететь уже почти на 4000 километров. Правда, тогда стало понятно, что на фоне успехов советских конструкторов — передовых стратегических ПРО S-3 теряют актуальность. А к началу 1990-х годов эта система считалась уже устаревшей.
Со времен де Голля французская ядерная стратегия подразумевает сдерживание «сильного слабым», поскольку у страны никогда не было возможности иметь столь же значительный ядерный арсенал, как у США или СССР (а теперь и России). Силы ядерного сдерживания должны быть достаточными, чтобы гарантированно нанести неприемлемый ущерб более сильному государству.
Однако, с точки зрения американских аналитиков, французская концепция сдерживания «сильного слабым» была ошибочной. Поскольку использование сравнительно небольших национальных ядерных сил в войне с ядерной державой равносильно самоубийству. Кроме того, американцы были убеждены, что создание французских независимых ядерных сил снижало уровень ясности и точности в вопросе о нанесении возможного удара возмездия, что подрывало саму систему сдерживания.
Ядерный потенциал Франции. Настоящее время
Радикальные перемены в геополитике, конец истории по Фукуяме и, казалось, всеобщая победа либерального проекта побудили Париж изменить баланс своих сил ядерного сдерживания.
Еще в 1989 году правительство Франции приняло решение о значительном сокращении стоящих на дежурстве мобильных стратегических комплексов с ракетами «земля — земля» типа «Адэс» (Hadès) — их демонтаж был завершен к марту 1998 года.

В начале 1990-х были полностью сняты с вооружения и мобильные стратегические комплексы предыдущего поколения типа «Плутон» (Pluton). Кроме того, в 1991 году была прекращена программа разработки ракеты класса «земля — земля» нового поколения S-45. А в 1996 году были сняты с боевого дежурства и демонтированы все 18 стратегических ракет наземного базирования типа S-3D.
Теперь упор делался на разработку баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Как итог, база Сен-Кристоль была закрыта, а ракеты S‑3 и бомбардировщики Mirage-IV сняты с вооружения.