О природе постыдного: чем занимались нейробиологи в караоке
Почему люди краснеют от смущения? Вопрос вроде бы маловажный, почти детский, но какие там таятся бездны! Научный обозреватель «Сноба» Алексей Алексенко сопоставляет Дарвина и Достоевского, критикует школьные знания о мозжечке и прогнозирует, что нейробиология будет отнимать хлеб у этики с той же проворностью, что физика у философии
Чарльз Дарвин считал, что способность краснеть от стыда — уникальное человеческое свойство. К его мнению стоит прислушаться, и не только потому, что Дарвин — величайший из биологов человечества. Он, по отзывам современников, еще и был весьма застенчив, так что знал процесс, можно сказать, изнутри. По мнению Дарвина, люди краснеют в те моменты, когда задумываются о том, что думают о них окружающие. Если это так, то способность краснеть и правда требует очень продвинутых когнитивных навыков: думать о том, что думает кто-то еще, — это имеет отношение к так называемой «теории ума», то есть способности моделировать чужие психические состояния. Это свойство наблюдается почти исключительно у людей (ну и, возможно, некоторых млекопитающих), да и люди обучаются этому искусству не раньше, чем в возрасте 3–5 лет.
Впрочем, стыд — столь важное для людей свойство психики, что размышляли о нем далеко не только биологи. Вот, например, герой Достоевского, кажется, задумывается на эту тему чуть глубже (не в обиду Дарвину):
«Мне вдруг представилось одно странное соображение, что если б я жил прежде на Луне или на Марсе и сделал бы там какой-нибудь самый срамный и бесчестный поступок, какой только можно себе представить, и был там за него поруган и обесчещен так, как только можно ощутить и представить лишь разве иногда во сне, в кошмаре, и если б, очутившись потом на Земле, я продолжал бы сохранять сознание о том, что сделал на другой планете, и, кроме того, знал бы, что уже туда ни за что и никогда не возвращусь, то, смотря с Земли на Луну, – было бы мне все равно или нет? Ощущал ли бы я за тот поступок стыд или нет?»
Вот такой заковыристый вопрос. Если прав Дарвин, никакого стыда в этой ситуации вроде бы не должно быть: ну кому какое дело, что там думают марсиане и лунатики, которые вам больше никогда не встретятся. Но прав ли Дарвин? Ответить на этот вопрос взялись нейробиологи из Голландии (Амстердамский университет) и Италии (Университет Габриэле д’Аннунцио). И, в отличие от героя Достоевского, они не ограничились мысленными экспериментами, а поставили самый настоящий научный опыт, причем, на наш дилетантский вкус, довольно жестокий.
Поющие в караоке
Если уж изучать застенчивость и смущение, разумно в качестве испытуемых взять людей, наиболее склонных к подобным состояниям: конечно, выбор пал на девушек-тинейджеров, которым весьма свойственно краснеть. А если мы хотим поставить их в ситуацию, вызывающую мучительный стыд, нет, наверное, ничего лучше пения под караоке.