С 1981 года ленинградский рок-клуб стал «местом силы» отечественного рок-н-ролла

Men TodayЗнаменитости

«Рок-н-ролл мертв. А я еще нет...»

С 1981 года ленинградский рок-клуб стал «местом силы» в мистической терминологии отечественного рок-н-ролла. Бившие ключом из него потоки энергии заряжали своим драйвом молодежь, а рок-музыканты, выступавшие под его крышей в Питере, стали кумирами целого поколения. Мы решили поделиться с вами историями тех лет...

Текст: Артем Липатов, Александр Пигарев

1987. Юрий Шевчук

Фестиваль в наукограде Черноголовка назывался “Подмосковные вечера”. За непритязательным названием скрывался один из первых в перестроечном СССР всесоюзный рок-фестиваль, организованный молодыми черноголовскими учеными и полуподпольными московскими журналистами. Cреди тех, чьи имена впоследствии прогремят по всей стране, в Черноголовку приехали “ДДТ” во главе с Юрием Шевчуком.

Шевчук — коротко стриженный, в гимнастерке с тремя октябрятскими звездочками на кармане — всего за год с небольшим до этого перебрался в Ленинград из родной Уфы, откуда его “выдавили” “компетентные органы” за альбом “Периферия”.

В Ленинграде Шевчук собрал группу, пригласив гитариста и скрипача Никиту Зайцева, барабанщика Игоря Доценко, басиста Вадима Курылева и гитариста Андрея Васильева. Летом 1987 года этот крепкий состав сильно выделялся на общефестивальном фоне. “Взошел звездою русский рок!” — кто-то из зрителей оценил на стоявшей в фойе “доске гласности” выступление Шевчука его же цитатой; так оно и было. Юрий неустанно носился по сцене и буквально выбрасывал в зал и старые, и новые песни; в нем еще не было более поздней трибунности и радения за всех и каждого, но была красочная плакатность, были ярость, злость, боль, была едкая сатира и, простите, любовь. Осенью в Подольск он приехал уже символом русского рока и проревел половину программы в полуработающие микрофоны на фоне искрящихся под проливным дождем проводов. Но это — немного другая история.

1988. Майк Науменко

Майк — в миру Михаил — был человеком невероятного обаяния. В ноябре 1988 года группа “Зоопарк” ехала из Ленинграда в Москву для участия в том, что стали называть “Башлачевским мемориалом”; почти всю дорогу группа предавалась излишествам. По приезде прославленный коллектив пришлось будить. Майк и сотоварищи вывалились на абсолютно пустой перрон, а к вокзалу подошли уже в окружении московских красоток. Не понимаю, откуда они взялись там в 6 утра, но как минимум три из них обнимали Майка, и он при этом был пусть изрядно помят, но ни расхристан, ни разболтан.

Думаю, Майк первым развернул наши головы в правильном направлении, сумев сделать то, чего не смог никто. Он гуманизировал рок-н-ролл, сделав его соразмерным слушателю; он показал, что эта музыка, спетая по-русски, может быть одно временно яростной и нежной, бесстыдной и цломудренной — и при этом оставаться именно рок-н-роллом, не теряя мятежной сути. Он вернул в рок любовь между мужчиной и женщиной, максимально ее персонализировав: герои его песен были не абстрактными величинами, а вполне конкретными Венечкой и Верой. И если в его песнях временами проскальзывал пафос, то и он был выражением собственной майковской незащищенности и наивности. И когда кончилось то время, что было его повседневным окружением с рождения, он ушел вместе с ним, так и не поверив этому. Теперь кажется, что и правильно не поверил.

1988. Александр Башлачев

Самородок из Череповца, поэтический гений, автор “Времени колокольчиков”, СашБаш сегодня здесь оказался неслучайно: он до конца недолгой своей жизни оставался членом ЛенРокКлуба, в который вступил в 1986-м. Рокером ли он был? Безу словно, по духу; был ли бардом — нет, скорее его можно было назвать поющим автором — cantautore, как говорят итальянцы. Гитара, хрипловатый голос да связка колокольчиков-бубенцов на запястье плюс нога, постоянно отбивающая ритм. Из-за нее, этой самой ноги, нас выгнали летом 1987 года с квартирника СашБаша у станции метро “Аэропорт”: соседка снизу, над которой он топал по полу, вызвала милицию. Никого, к счастью, не забрали, но квартиру опечатали... Впрочем, еще до того, во время перерыва между песнями, я попытался взять у Башлачева интервью. Один из моих вопросов касался того, что объединяет музыкантов в “рок-н-ролльное братство”. Башлачев хмыкнул: “О чем говорить? Какие выводы делать? Мы все — острова в океане: я, Кинчев, БГ... Ничего общего между нами нет”.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Осень ярко Осень ярко

Эльдар Калимулин — о кино и театре, который, как известно, начинается с вешалки

Men Today
Верность навсегда: миф или реальность Верность навсегда: миф или реальность

Возможно ли сохранить любовь и верность на протяжении всей жизни?

Лиза
Это мы не проходили Это мы не проходили

Высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь

Men Today
Радиоактивность, которая лечит Радиоактивность, которая лечит

Ядерная медицина — одно из наиболее динамично развивающихся направлений науки

Наука
Катя Chepikk: «Стать большим артистом — это не мечта. Это мое предназначение» Катя Chepikk: «Стать большим артистом — это не мечта. Это мое предназначение»

Катя Chepikk не сомневается в своем успехе

ЖАРА Magazine
Парадоксальная угроза Парадоксальная угроза

Одна из самых интересных битв вокруг ИИ развернется не в области техники

Правила жизни
Спорно, но задорно Спорно, но задорно

Гарик Харламов вспомнил и проанализировал историю конфликтов в своей жизни

Men Today
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Пятнадцать лет на одно зернышко Пятнадцать лет на одно зернышко

Элитный картофель, конкурентоспособная свекла и зимостойкая пшеница

Наука
Партком тут бессилен Партком тут бессилен

Как советская производственная драма оказалась политической

Weekend
«Наше кино является нашим лицом» «Наше кино является нашим лицом»

Режиссер Егор Кончаловский о советском кино, американской мечте и русских Рэмбо

FP. BusinessReview
Интерьер на счастье Интерьер на счастье

Бюро объединило четыре квартиры на последнем этаже московской новостройки

SALON-Interior
Лесная антилопа бонго Лесная антилопа бонго

Антилопа бонго — самая красивая и величественная среди антилоп

Знание – сила
И был день седьмой И был день седьмой

Хала — это ДНК любви, и вот как её расшифровать

Seasons of life
Наследие Мономаха Наследие Мономаха

Смоленский Свято-успенский кафедральный собор – один из самых почитаемых храмов

Отдых в России
Байки из леса Байки из леса

Самые необычные истории от российских страховщиков

Деньги
Философ у отверстого гроба Философ у отверстого гроба

Жизнь и смерть французского философа Николя де Кондорсе

Знание – сила
Роскошь для себя Роскошь для себя

Это не первое интервью с Александрой Ребенок. Но первое в таком формате

OK!
Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений

Как на Даниила Медведева и его карьеру влияли поражения в «мэйджорах»

Forbes
Новая высота Новая высота

Юлия Пересильд еще вдохновенно говорит о космосе, но уже крепко стоит на земле

VOICE
Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом

Как концерт в Фолсомской тюрьме 1968 года перезапустил карьеру Джонни Кэша?

Правила жизни
Почему у коршуна острое зрение Почему у коршуна острое зрение

Какие же особенности глаза позволяют птицам так хорошо видеть?

Наука и жизнь
Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории

Как несмотря на все различия сделать отношения с иностранцем здоровыми?

Psychologies
Приемы в общении с лжецами: как узнать правду Приемы в общении с лжецами: как узнать правду

Как распознать лжеца и вывести его на чистую воду, чтобы все же узнать правду?

VOICE
Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
«Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров «Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров

Почему публичное разбирательство двух звезд превратилось в культурный феномен

Forbes
Выход через развалины Выход через развалины

Как «бумажная архитектура» пыталась вырваться из утопии

Weekend
«Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных» «Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных»

Рассказ о млекопитающем, которое охотилось на динозавров

N+1
«Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа» «Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа»

Как задавать вопросы по методу Сократа

СНОБ
Феминизм нежного рода Феминизм нежного рода

Татьяна Антошина: перформативная керамика

Weekend
Открыть в приложении