Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека?

Знание – силаСобытия

Сериалы? Сериалы!

Некоторое время назад сериалы смотрели только бабушки и домохозяйки, а сейчас дело обстоит иначе: с четырнадцати до восьмидесяти пяти и старше (да, да) – все обмениваются вопросами: «А что вы сейчас смотрите? » Что же произошло? Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека? Попробуем разобраться.

Считается, что сериалы берут свое начало от латино-американских радионовелл, радиоприемник был дешевле телевизора, занимательные истории с продолжением женщины слушали охотно, не отрываясь от домашней работы. Позже появились так называемые «мыльные оперы» (незамысловатые долгоиграющие истории прерывались рекламой мыла), можно было смотреть на симпатичные лица, а можно и слушать, отвернувшись к раковине или столу, ведь герои обязательно рассказывают друг другу обо всем, что случилось. И радионовеллы, и «мыло», отвлекая от рутины, от экономических и политических проблем, хорошо принимались целевой аудиторией, поэтому производились в большом количестве.

В СССР была иная традиция – снимали качественные многосерийные телевизионные фильмы, никак не подпадающие под определение мыльных опер. Одним из первых на экраны вышла военная четырехсерийная картина Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в главной роли (1964), чуть позже, в 1969‑м – остросюжетный пятисерийный фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Зрители с волнением следили за судьбой разведчика Кольцова (Юрий Соломин), события далекого 1919 года захватывали, прекрасная работа актера завораживала. Тогда же появились первые части мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина.

В семидесятые годы отечественные телевизионные фильмы пошли один за другим: семейные саги по романам Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973) – режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Прекрасные актеры Петр Вельяминов, Нина Русланова, Иван Лапиков, непростые судьбы героев вызывали большой интерес. «Вечный зов» – один из самых многоэпизодных фильмов тех лет – не раз удостаивался наград. Не менее привлекал зрителей и кинороман Михаила Анчарова «День за днем» (режиссер Всеволод Шиловский, 1971). Семнадцатисерийная картина, рассказывающая о жизни соседей по коммунальной квартире, где сыграли Вячеслав Невинный, Юрий Горобец, Нина Сазонова, оказалась близкой, понятной, очень «своей». Фильм украсили и песни М. Анчарова.

В те же годы публика с удовольствием смотрела и польский военно-приключенческий фильм «Четыре танкиста и собака» (режиссер Конрад Налецкий, 21 эпизод). Этот сериал, сдобренный юмором, нравился телезрителям: реплики полюбившихся героев, как сейчас говорят, становились мемом.

Тогда же вышел на экраны непотопляемый сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—2003). Режиссеры менялись (снимали и Вячеслав Бровкин, и Владимир Хотиненко, и Вячеслав Сорокин), сценаристы оставались прежними – Ольга и Александр Лавровы. Детективные истории с хорошо закрученным сюжетом, да еще разыгранные хорошими актерами (Георгий Мартынюк, Александр Каневский, Эльза Леждей) – просто беспроигрышный вариант!

Особое место занимают два фильма, которые стали «хитами», по-настоящему народными. Как говорили, улицы пустели, когда показывали очередную серию «Семнадцати мгновений весны» (Татьяна Лиознова, 12 серий, 1973). А «Место встречи изменить нельзя» (Станислав Говорухин, 5 серий, 1979) с Владимиром Конкиным и Владимиром Высоцким смотрят с восторгом и по сей день. Да, это было настоящее хорошее кино, его смотрели семьями, обменивались впечатлениями, разговаривали цитатами…

В постперестроечные годы многое изменилось, вот тогда-то и произошел раскол среди публики: женщинам пенсионного возраста по вкусу пришлись вовремя явившиеся из Бразилии, Мексики и США «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», бесконечная «Санта-Барбара», о которых ничего не хотели знать молодые зрители. Их кумирами были Арсений Тарковский, Тенгиз Абуладзе, Кира Муратова. В общем, настоящее кино, а не это вот «мыло».

В девяностые годы в России появились ситкомы1… Они произросли из радионовелл, коротких (20–30 минутных) комических историй, очень популярных в Америке в двадцатые годы ХХ века, которые позже перешли на экран. Наконец, спустя многие годы, добрались до России. Их стали смотреть и мужчины, чаще пенсионного возраста. Первый фильм такого рода «Клубничка» был сделан по лекалу испанской «Дежурной аптеки», потом появились и оригинальные российские «FM и ребята», «Дружная семейка». Ситкомы принесли еще новшество – смех за кадром. Как ни странно, и ситкомы иногда становились поводом для семейного просмотра. Уставшие за день люди собирались около телеэкрана посмеяться. Конечно, образованная, интеллигентная публика сторонилась такого рода развлечений. В 2004 году любители этого жанра получили подарок: появился сериал «Моя прекрасная няня» (адаптация американского сериала «Няня»). Это был уже хорошо продуманный продюсерами (Александр Акопов и Александр Роднянский) коммерческий проект, снимался он на студии «Амедиа». Этот сериал шел семь сезонов (173 серии), за жизнью няни Вики (Анастасия Заворотнюк) в семье продюсера Шаталина (Сергей Жигунов), за поворотами их любовной истории следили многие и многие телезрители.

1 Ситком – комедийный сериал с постоянными главными героями, общим местом действия и историей. Каждый эпизод в таких сериалах имеет отдельный законченный сюжет и не требует знакомства с общей предысторией. Русский термин «ситком» – калька с английского sitcom, сокращения от выражения «situation comedy», что переводится как «ситуационная комедия», «комедия положений».

А что же все-таки смотрела «продвинутая» публика? В 1990–91 годах «Твин Пикс», драматический, детективный с элементами триллера сериал, созданный Дэвидом Линчем по сценарию Марка Фроста. Это было тонкое, странное, загадочное, очень линчевское кино. Все 48 серий горячо обсуждались в «своем кругу». В 2017‑м Линч, как и обещал, снял продолжение. «Твин Пикс: Возвращение», минисериал из 18 эпизодов. Те зрители, кто помнили старый сериал, конечно же, бросились смотреть новую работу Линча. Но появились и новые фанаты «Твин Пикса», новое поколение киноманов с наслаждением методом глубокого погружения стало смотреть этот фильм о подвалах подсознания, извратах зла, трудностях коммуникации. И наблюдать за действиями умного детектива (Кайл Маклахлен).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Земля. Прятки под мантией Земля. Прятки под мантией

Ядро Земли перестало вращаться, электромагнитное поле нашей планеты разрушается

Наука и жизнь
Как связаны принцессы Диснея и самооценка детей: интересное исследование! Как связаны принцессы Диснея и самооценка детей: интересное исследование!

Как дети выбирают любимых принцесс и что это о них говорит?

ТехИнсайдер
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Люди думали, что началась ядерная война: жуткая история крупнейшей железнодорожной катастрофы СССР Люди думали, что началась ядерная война: жуткая история крупнейшей железнодорожной катастрофы СССР

Железнодорожная катастрофа под Уфой: кошмар, случившийся наяву

ТехИнсайдер
Китай: наполовину запланированный кризис Китай: наполовину запланированный кризис

Что происходит с экономикой Поднебесной

Деньги
Была бы лодка Была бы лодка

Changan CS35 Plus и путешествия по воде

Автопилот
Рестораны Рестораны

Главные герои московской гастрономической сцены

Robb Report
Что угрожает нашему интеллекту? Что угрожает нашему интеллекту?

Человечество на вершине интеллектуального потенциала! Но что нас ждёт впереди?

Здоровье
Его светлость Его светлость

6 популярных фасонов, в которых постоянно разгуливают пользователи Сети

VOICE
Золотой Плёс Золотой Плёс

Приехать в Плес и не влюбиться в него невозможно!

Лиза
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
Крик души Крик души

Истории о людях, которые чересчур эмоционально и громко выражают свои эмоции

Лиза
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
Десерт антипода Десерт антипода

Для любого австралийца сладким символом его страны будет пирожное ламингтон

Вокруг света
Хоррор дожития Хоррор дожития

Как Джордж А. Ромеро напугал стариками борцов с эйджизмом

Weekend
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
Стесняюсь спросить: как руководителю решать конфликты в коллективе? Стесняюсь спросить: как руководителю решать конфликты в коллективе?

Как управлять конфликтами в команде?

Правила жизни
Пита в кармане Пита в кармане

Как добавить в блюдо кусочек солнца? Рассказывает шеф ресторана «Мизнон»

Seasons of life
Нет повода не выжить Нет повода не выжить

Алексей Зимин нашел способ принимать неизбежное и повод выпить за это

Men Today
Станция «Двадцать лет» Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

Эксперт
Путешествия Путешествия

Поражающие воображение отели в самых удивительных уголках земного шара

Robb Report
«С женщинами мне как-то проще» «С женщинами мне как-то проще»

Дарья Савельева о своих ролях в двух ярких дебютах 2023 года

Weekend
Десять лет — Восток нормальный Десять лет — Восток нормальный

Как изменился Дальний Восток за десять лет?

FP. BusinessReview
Театр божественных действий Театр божественных действий

«Голда»: история первых дней войны Судного дня

Weekend
Сочтите за труд! Сочтите за труд!

Ты регулярно сидишь в офисе до ночи, а платят тебе так же? Пора это исправить

VOICE
Портрет и пейзаж Портрет и пейзаж

Природный ландшафт в оформлении интерьера квартиры в доме в горах

Идеи Вашего Дома
Главные фильмы Венеции-2023: экстраординарный Лантимос, новая Коппола и фильмы про киллеров Главные фильмы Венеции-2023: экстраординарный Лантимос, новая Коппола и фильмы про киллеров

На какие фильмы 80-ого кинофестиваля в Венеции следует обратить внимание?

Правила жизни
Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б» Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б»

Что станет с климатом через 30 лет и к каким изменениям нужно быть готовым?

РБК
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
«Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха» «Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха»

О мифах вокруг силы воли и ее развития рассуждает психолог

Psychologies
Открыть в приложении