Сериалы? Сериалы!
Некоторое время назад сериалы смотрели только бабушки и домохозяйки, а сейчас дело обстоит иначе: с четырнадцати до восьмидесяти пяти и старше (да, да) – все обмениваются вопросами: «А что вы сейчас смотрите? » Что же произошло? Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека? Попробуем разобраться.
Считается, что сериалы берут свое начало от латино-американских радионовелл, радиоприемник был дешевле телевизора, занимательные истории с продолжением женщины слушали охотно, не отрываясь от домашней работы. Позже появились так называемые «мыльные оперы» (незамысловатые долгоиграющие истории прерывались рекламой мыла), можно было смотреть на симпатичные лица, а можно и слушать, отвернувшись к раковине или столу, ведь герои обязательно рассказывают друг другу обо всем, что случилось. И радионовеллы, и «мыло», отвлекая от рутины, от экономических и политических проблем, хорошо принимались целевой аудиторией, поэтому производились в большом количестве.
В СССР была иная традиция – снимали качественные многосерийные телевизионные фильмы, никак не подпадающие под определение мыльных опер. Одним из первых на экраны вышла военная четырехсерийная картина Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в главной роли (1964), чуть позже, в 1969‑м – остросюжетный пятисерийный фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Зрители с волнением следили за судьбой разведчика Кольцова (Юрий Соломин), события далекого 1919 года захватывали, прекрасная работа актера завораживала. Тогда же появились первые части мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина.
В семидесятые годы отечественные телевизионные фильмы пошли один за другим: семейные саги по романам Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973) – режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Прекрасные актеры Петр Вельяминов, Нина Русланова, Иван Лапиков, непростые судьбы героев вызывали большой интерес. «Вечный зов» – один из самых многоэпизодных фильмов тех лет – не раз удостаивался наград. Не менее привлекал зрителей и кинороман Михаила Анчарова «День за днем» (режиссер Всеволод Шиловский, 1971). Семнадцатисерийная картина, рассказывающая о жизни соседей по коммунальной квартире, где сыграли Вячеслав Невинный, Юрий Горобец, Нина Сазонова, оказалась близкой, понятной, очень «своей». Фильм украсили и песни М. Анчарова.
В те же годы публика с удовольствием смотрела и польский военно-приключенческий фильм «Четыре танкиста и собака» (режиссер Конрад Налецкий, 21 эпизод). Этот сериал, сдобренный юмором, нравился телезрителям: реплики полюбившихся героев, как сейчас говорят, становились мемом.
Тогда же вышел на экраны непотопляемый сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—2003). Режиссеры менялись (снимали и Вячеслав Бровкин, и Владимир Хотиненко, и Вячеслав Сорокин), сценаристы оставались прежними – Ольга и Александр Лавровы. Детективные истории с хорошо закрученным сюжетом, да еще разыгранные хорошими актерами (Георгий Мартынюк, Александр Каневский, Эльза Леждей) – просто беспроигрышный вариант!
Особое место занимают два фильма, которые стали «хитами», по-настоящему народными. Как говорили, улицы пустели, когда показывали очередную серию «Семнадцати мгновений весны» (Татьяна Лиознова, 12 серий, 1973). А «Место встречи изменить нельзя» (Станислав Говорухин, 5 серий, 1979) с Владимиром Конкиным и Владимиром Высоцким смотрят с восторгом и по сей день. Да, это было настоящее хорошее кино, его смотрели семьями, обменивались впечатлениями, разговаривали цитатами…
В постперестроечные годы многое изменилось, вот тогда-то и произошел раскол среди публики: женщинам пенсионного возраста по вкусу пришлись вовремя явившиеся из Бразилии, Мексики и США «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», бесконечная «Санта-Барбара», о которых ничего не хотели знать молодые зрители. Их кумирами были Арсений Тарковский, Тенгиз Абуладзе, Кира Муратова. В общем, настоящее кино, а не это вот «мыло».
В девяностые годы в России появились ситкомы1… Они произросли из радионовелл, коротких (20–30 минутных) комических историй, очень популярных в Америке в двадцатые годы ХХ века, которые позже перешли на экран. Наконец, спустя многие годы, добрались до России. Их стали смотреть и мужчины, чаще пенсионного возраста. Первый фильм такого рода «Клубничка» был сделан по лекалу испанской «Дежурной аптеки», потом появились и оригинальные российские «FM и ребята», «Дружная семейка». Ситкомы принесли еще новшество – смех за кадром. Как ни странно, и ситкомы иногда становились поводом для семейного просмотра. Уставшие за день люди собирались около телеэкрана посмеяться. Конечно, образованная, интеллигентная публика сторонилась такого рода развлечений. В 2004 году любители этого жанра получили подарок: появился сериал «Моя прекрасная няня» (адаптация американского сериала «Няня»). Это был уже хорошо продуманный продюсерами (Александр Акопов и Александр Роднянский) коммерческий проект, снимался он на студии «Амедиа». Этот сериал шел семь сезонов (173 серии), за жизнью няни Вики (Анастасия Заворотнюк) в семье продюсера Шаталина (Сергей Жигунов), за поворотами их любовной истории следили многие и многие телезрители.
1 Ситком – комедийный сериал с постоянными главными героями, общим местом действия и историей. Каждый эпизод в таких сериалах имеет отдельный законченный сюжет и не требует знакомства с общей предысторией. Русский термин «ситком» – калька с английского sitcom, сокращения от выражения «situation comedy», что переводится как «ситуационная комедия», «комедия положений».
А что же все-таки смотрела «продвинутая» публика? В 1990–91 годах «Твин Пикс», драматический, детективный с элементами триллера сериал, созданный Дэвидом Линчем по сценарию Марка Фроста. Это было тонкое, странное, загадочное, очень линчевское кино. Все 48 серий горячо обсуждались в «своем кругу». В 2017‑м Линч, как и обещал, снял продолжение. «Твин Пикс: Возвращение», минисериал из 18 эпизодов. Те зрители, кто помнили старый сериал, конечно же, бросились смотреть новую работу Линча. Но появились и новые фанаты «Твин Пикса», новое поколение киноманов с наслаждением методом глубокого погружения стало смотреть этот фильм о подвалах подсознания, извратах зла, трудностях коммуникации. И наблюдать за действиями умного детектива (Кайл Маклахлен).