Лариса Долина: «Все решения в семье мы принимаем вместе»

Героиня обложки нашего первого юбилейного номера в особом представлении не нуждается. Лариса Александровна – безусловная звезда нашей страны. Не временная величина, а константа на музыкальном олимпе. И конечно, пример для подражания не только в профессиональной сфере, но и в чисто женском. Как ей все удается – об этом в эксклюзивном интервью.
Лариса Александровна, в этом году будет 53 года, как вы в профессии. И наверняка за это время вы пережили взлеты и падения. Что же помогало не опускать руки?
Я всегда верила в то, что моя звезда загорится. Поэтому я перешагивала все неудачи, которые касались моего творчества. Меня игнорировали и делали вид, что Ларисы Долиной вообще нет, но я шла вперед. Это очень важно: когда ты уверен в себе, доказывать это всем. И сила воли очень важное значение имеет в любой профессии, не только в нашей.
А не возникает ли желания порой побыть немного слабой женщиной?
Знаете, конечно, как женщина, я должна была быть слабой по определению. Но моя профессия не дает мне возможности сохранить эту женскую слабость. Я везде начальник, я принимаю решения и всегда согласую их со своим сердцем. Когда что-то говорю и требую, это всегда в очень мягкой и человечной форме, чтобы люди, которым я эти требования и свои мысли высказываю, принимали все позитивно и положительно.
Вы как-то говорили, что чаще всего не очень довольны собой. И вообще, по натуре типичный перфекционист. Сложно жить, когда хочется, чтобы все было идеально?
По гороскопу я Дева. Это всегда перфекционизм. Конечно, я всю свою сознательную жизнь нахожу самый эффективный и самый верный вариант. И всегда достигаю успехов – для себя изначально. А потом, когда понимаю, что я это сделала на все сто процентов, тогда уже это видят и другие.
Жить с такими качествами мне уже нетрудно: я привыкла – это образ жизни. И потом… ведь это все взращивается. Либо у тебя это в генах, либо ты как-то сам этому научился. Кто-то тебе дал какие-то уроки в жизни.
Лариса Александровна, вы говорили, что рано начали работать и очень быстро повзрослели. Не было сожалений, что взрослая жизнь так быстро началась?
Дело в том, что в моей профессии нет такого, что ты оглядываешься и жалеешь о чем-то. Да, я начала очень рано. Меня профессия вела по жизни. Не я ее выбирала – она меня выбрала.
И мне надо было только следовать по своему пути, не ошибаться, достигать успехов, стремиться к чему-то очень важному для меня в этой профессии. В нашем деле нет сожалений о том, что ты рано повзрослел.
Знаем, что мама была против вашей артистической карьеры. А ведь ей самой когда-то родители запретили заниматься музыкой?
Да, моя мама могла бы стать замечательной опереточной артисткой. Она прекрасно пела, у нее был дар. И этот ее чарующий голос передался мне по наследству.
Родители запретили ей заниматься музыкой и потом внушили, что она и к своим детям должна так же относиться. Поэтому она категорически была против моей профессии.
И когда я сказала ей: «Мама, ты не сможешь мне запретить делать то, что я хочу, потому что я знаю, что это дело всей моей дальнейшей жизни. Я просто уйду из дома – и все», ей пришлось смириться с моим выбором. Она, конечно, негодовала какое-то время. А потом, когда я стала известной и популярной артисткой, уже со званием, стала мной гордиться.
А какой мамой для своей дочери Ангелины стали вы? Какие между вами царят отношения?
С Линой, моей доченькой единственной, у меня замечательные отношения, но это было не всегда. Конечно, мы с ней все ее возрастные перемены пережили. Хотя с этим сталкиваются все мамы. В такие моменты маме нужно быть гибкой, потому что подросток склонен к каким-то не очень серьезным выводам и решениям. Мама может подсказать, но это должно быть очень деликатно.
С тех пор, как родилась Сашка, моя внучка, наша семья стала очень теплой и сердечной. Мы вместе, и у нас нет никаких секретов.
Но на каждом дне рождения Лины я прошу прощения за тот период, когда она была маленькой и мне приходилось ездить на гастроли. А в Советском Союзе они были очень длинными, поэтому мы редко виделись.
Я, конечно, приезжала ее навещать, и какое-то время мы были вместе. Но ей не хватало общения со мной, и я до сих пор об этом очень жалею. У меня не было другого выхода – мне надо было зарабатывать деньги.
Когда Ангелина была маленькая, она ведь жила с вашей мамой в Одессе. Из-за того, что вы много работали и потому были на расстоянии, не возникло ли какой-то пропасти между вами?
В какой-то момент поняла, что Лине не хватает моего тепла и поддержки. Я жила тогда в гостинице и попросила маму, чтобы она перевезла дочь в Москву. Линочке было 7 лет. Я сказала маме: «Ничего страшного, она переживет. Тепло и любовь я ей отдам, уже не так буду занята на гастролях. А потом в какие-то периоды, пока она еще не в первом классе, буду возить ее с собой». Все решилось.
Я брала с собой Лину на гастроли. Она за кулисами танцевала, пела со мной и знала весь мой репертуар. Это был чудный ребенок. Конечно, были моменты, когда мы ссорились. Но это со всеми бывает. Все дети неоднозначные, а тем более девочки, рождающиеся в таких семьях. Сейчас у нас с Линочкой чудесные отношения. Всем мамам желаю этого.
У вас есть прекрасная внучка Александра, с которой вы уже не раз выходили вместе на сцену. Саша, как и вы, хочет быть артисткой? Будете ли вы помогать ей строить карьеру?
Саша – очень мотивированная, творческая личность. Она подросток, но уже мыслит совсем по-взрослому. Она очень активная и, как вам сказать… готова на все.
У нее прекрасная музыкальная память – как у меня и у Лины. Она очень быстро учит музыкальный материал. И когда предлагается участие в каких-то проектах, моментально соглашается.
Саша делает все предельно серьезно, красиво подходит ко всему. И меня в ней радует то, что она всегда идет навстречу, и устремления у нее творческие и позитивные. Она действительно сама хочет стать артисткой. Но в нашей семье не принято давить. У нас все решения принимаются обоюдно, мы согласуем все. Поэтому сейчас только от Саши зависит, кем она решит стать в будущем. Никто – ни мама, ни я – не собирается давить на нее.

Вернемся к будущим проектам. Скоро в эфире телеканала «Россия» выйдет новый выпуск музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один!», где вы – приглашенный член жюри. Почему согласились принять участие в проекте?
А почему я должна была отказываться? Ведь такие проекты и для участника, и для члена жюри – очень красивая история. Она непонятная, интригующая, свежая. И отказываться было бы большой ошибкой.
Всегда любила этот проект. Я и ранее участвовала в каких-то выпусках в качестве приглашенной звезды и члена жюри. Мне нравится то, что я могу стать частью этого действия и посмотреть, как участники перевоплощаются, удается им это или нет. Мне это интересно, поэтому я здесь!
Вероятно, порой приходится немного и критиковать участников программы. А сами как относитесь к критике? И сталкивались ли с крайней ее формой – хейтом, как сейчас говорят?
Хейта в моей жизни было достаточно, и это будет продолжаться до тех пор, пока я не перестану быть популярной артисткой. Это касается абсолютно всех: не только звезд, но и тех, кто в этой жизни чего-то достиг.
Люди, которые настроены отрицательно и негативно ко всему хорошему, они завистливые. Тот человек, который хейтит, сам никак себя в этой жизни не проявил, себя не нашел, и ему ничего не остается, как кому-то что-то такое писать. Это для него является каким-то стимулом жизни – неправильным, негативным. Но, видимо, он этим живет. Так что хейт будет всегда.
А к критике я отношусь положительно, если она высказывается тем человеком, которому я доверяю с точки зрения профессионализма.
70 лет, безусловно, важная дата. Как ощущаете себя на пороге юбилея?
Для меня вот эти 70 лет – это только возраст по паспорту. Я себя на этот возраст совершенно не чувствую. Я молода духом, физическими силами. Голос у меня тоже звучит еще – дай бог каждому. Так что мне от силы, по моему духу, лет 40.
Вы выглядите прекрасно! Примите наши комплименты! В чем секрет?
Женщина всегда должна выглядеть хорошо. Особенно если она связана с творческой профессией, когда ей нужно выходить на сцену и покорять зрителей не только своим талантом, но и внешностью.
Ведь сами знаете, что встречают как? По одежке и по внешности. Следить за собой – мой образ жизни. Для меня это очень важно. А еще надо любить себя и жизнь. Надо любить близких и все окружающее. И вот тогда ты будешь выглядеть хорошо. Неважно, женщина ты или мужчина.
Фото: из личного архива Ларисы Долиной.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl