«Это счастье, когда человек на своем месте!»
Актер Михаил Полицеймако предстает перед зрителями всегда разным – в образах своих многочисленных героев. Тем интереснее узнать, какой он вне экрана и сцены.
Бессчетное количество воплощенных персонажей в театре и кино – для Михаила не повод останавливаться. Он постоянно расширяет свое актерское амплуа, и новейшее тому подтверждение – роль в мистическом сериале «СуперИвановы», который на днях стартовал на канале ТВ-3. Казалось бы, где мистика и где Полицеймако? С этой темы мы и начали разговор.
– Возможно, люди, обладающие сверхспособностями, и существуют в реальности, – размышляет Михаил. – Когда мне было лет 9–10, я был знаком с Джуной (известная персона в российском шоу-бизнесе, позиционировавшая себя как целитель. – Ред.), она дружила с моим папой (актер Семен Фарада. – Ред.). Я видел ее пару раз, правда, плохо помню, так как был маленьким. А вот свои ощущения помню лучше. Все вокруг действительно воспринимали ее как человека, обладающего даром. Я же был скептически настроен, даже будучи ребенком. Вообще, с мистикой в чистом виде я не сталкивался. Вот непредсказуемые явления природы и катаклизмы, такие как цунами, штормы, ливни, – это меня подчас поражает, да. А так, чтобы человек при мне прикуривал от пальца – такого в моей жизни не было.
Популярность сериала «СуперИвановы» и ему подобных доказывает, что люди склонны верить в чудо и всевозможные подсказки судьбы. Почему, на ваш взгляд, магическое мышление у нас так распространено и как к этому относиться?
Я думаю, каждому человеку нужна своя сказка. Кто-то безумно религиозен, кто-то придумывает себе магические тайны, ритуалы, кто-то – гороскопы. Даже если человек говорит, что он Фома неверующий, у него все равно есть какая-то история, в которую он тайно верит. Так уж мы устроены. В отличие от животных, мы мыслим и нуждаемся в такой вот эмоциональной подпитке.
В актерском ремесле тоже есть своя магия. Случалось ли вам чувствовать себя манипулятором зрительского внимания, эмоций сотен людей?
Ну, я бы не назвал это манипуляцией. Все-таки, театр – безобидная история. Он создан, чтобы люди отвлекались от суеты: и плакали, и смеялись. Когда ты стоишь на сцене, и в зале 700–800 человек смотрят на тебя – конечно, ты держишь их внимание. Но это не магия. Это мастерство.
Насколько вы фаталист? Считаете ли вы, что судьба предрешена с рождения или ее можно изменить? И размышляли ли о том, как могла бы сложиться ваша жизнь, если бы что-то когда-то случилось иначе?
Мне кажется, человек сам строит свою судьбу, свою семью, свое окружение. Вот говорят, например: «Жил-жил человек, а потом исчез – судьба!» Нет, не судьба. Значит, были свои обстоятельства. Я больше за логический подход, чем за мистический. Что касается меня самого, мне сразу понравилось актерское ремесло: сначала – учиться, потом – работать в театре, на телевидении, в кино. А вот если бы не понравилось, тогда делал бы что-нибудь другое.
В целом я, конечно, могу о чем-то жалеть – о том, что невозможно остановить. Я безумно жалею, что умер папа. Но я не могу жалеть, например, о том, что я сейчас не главный человек в совете директоров «Газпрома». Мне это и не нужно. Я люблю свое дело. От него получаю энергию. И никогда не оглядываюсь назад.
Боялись ли вы в начале карьеры уронить честь семьи?
Я знаю немало детей известных людей, которые уронили честь семьи, даже не думая об этом. Просто честь семьи – это прежде всего воспитание. Не важно, кем работают твои родители, важно, как они тебя воспитали. Мои бабушка с дедушкой были актерами, мои родители актеры, я актер, и мой старший сын уже актер. Это говорит о том, что есть определенная семейная традиция, но она заслуживается кровью и потом. В актерском мире не бывает блата. Если человек бездарный, его можно хоть куда засунуть, все равно он будет ни рыба ни мясо.
А с сыном Никитой вы ведете «программные» беседы на эту тему?
У меня четверо детей, и довольно сложно контролировать всю мою «великолепную четверку». Но разговаривать надо. Никите в сентябре исполнится 22 года, мы постоянно разговариваем – о том, что он делает, как он это делает, что он должен делать, что не должен. Так же говорим и со старшей дочерью Эмилией, которой в этом году будет 16.
Вы в таких разговорах к чему апеллируете? Вспоминаете ли своего отца и истории из его жизни?
У каждого своя жизнь, и нельзя жить по примеру папы или дедушки. Судить можно только по поступкам – по тому, что человек делает, насколько он способен, трудолюбив. У папы была своя методика воспитания, у меня – своя. Мне кажется, он был более расслабленным родителем и баловал меня больше, чем я своих детей. Я все-таки был у папы единственным, а у меня их много. С одной стороны, это хорошо, а с другой – не каждому хватает внимания.
Как справляетесь с вашим «женским царством»?
Я получаю огромное удовольствие. У меня прекрасная жена Лариса, прекрасные дочки (Эмилия, София и Мария. Безумно счастлив, когда мы все вместе веселимся, отдыхаем. Не могу сказать, что у меня дети или супруга с жестким характером. Да я и сам достаточно мягкий, не тиран. Мы стараемся органично сосуществовать друг с другом. Я уверен в том, что они все меня любят, и сам отношусь к ним как к моим цветочкам, моим прекрасным девочкам. Но при этом семья – это всегда работа: над тем, чтобы все было хорошо, честно, красиво, нужно трудиться каждый день. Иногда смотришь на других и думаешь: почему браки распадаются? Видимо, эгоизм взял верх и люди попросту надоели друг другу. Впрочем, я надоесть не могу – я бываю дома в лучшем случае 15 дней в месяц.
Кто глава в вашем большем семействе – вы, ваша мама Мария Витальевна или, может быть, кто-то еще?
Может, прозвучит нескромно, но, конечно, глава – я. Когда мне было 24, сильно заболел папа, в тот момент мне и пришлось встать у руля. А Лариса у нас главная по детям – она ими занимается больше и слушаются они ее гораздо лучше.
Вы снимаетесь в кино, играете в театре, ведете проекты на телевидении. Как только все успеваете?
Есть большое желание, поэтому есть и работоспособность. Знаете шутку про таксистов, мол, каждый из них – неудачный бизнесмен, который вотвот начнет зарабатывать огромные деньги. Так они сами про себя рассказывают. А есть те, кто просто кайфует от того, что работает таксистом. И это совершенно разные люди. Вот я, например, в сериале «СуперИвановы» играю учителя физики. Недавно у моей дочери был выпускной из средней школы, мы сидели с ее классной руководительницей, и видел, как ей нравится быть учителем. Это счастье, когда человек на своем месте.
Значит ли это, что вы тоже получаете удовольствие от каждой своей роли? И что важнее для актера – лелеять свой талант и ждать идеальной роли или пахать, порой соглашаясь на то, что не близко?
Мне кажется, ждать своего счастливого момента не стоит. Часто это всего лишь миг. Он может быстро наступить, а потом ты скатишься вниз. Лучше просто получать удовольствие от процесса. Вот на съемках сериала «СуперИвановы» я его получил в избытке. Мне очень повезло с партнершами: и Катя Волкова, и Ольга Николаевна Наумова, и Маша Абрамова абсолютно неконфликтны. С Катей мы давно знакомы, играем спектакли, и нам не нужно было притираться друг к другу. Ольга Николаевна для меня – пример прекрасной советской школы, особенность которой – в ответственности, отношении к себе, внимании к режиссеру, желании добиться общего результата, который будет всех устраивать. Советское кино было разное. Было и такое, где восхвалялся ЦК КПСС, и смотреть это было невозможно. А было кино, в котором я действительно видел переживания в глазах актеров, а не бабло. Не хочу никого критиковать – это личное дело каждого, но иногда смотришь современные потуги и видишь в глазах людей только бабло, а не суть.
Считаете ли вы себя тщеславным человеком?
Нет. В этом я, слава Богу, пошел в своих родителей. Я скромен в жизни и нескромен на сцене. Артист – это пример для общества. Стараюсь соответствовать.
Как изменилась ваша жизнь после того, как вы стали ведущим программ о здоровье?
Это началось давно, в 2010 году. Но изменения и правда случились. Например, некоторые мои друзья и знакомые, включая дальних, стали обращаться за помощью – найти подходящего врача, обратиться к кому-то за консультацией. Это продолжается и сейчас. Но я просто не могу помочь всем! Если могу – делаю это, а нет – честно говорю об этом. Еще я стал узнавать много интересных вещей. В школе у меня по химии и биологии были тройки, эти науки меня не интересовали. А тут мне повезло общаться с лучшими практикующими врачами страны, и теперь я имею честь с ними дружить. Что еще?
Раньше я не особо задумывался о питании и физических нагрузках, теперь же стал уделять этому внимание. Скажем, моя семья практически не пьет газировку – жена варит компот. Не едим фастфуд, питаемся дома. У нас есть няня, и жена вкусно готовит. Дочки занимаются танцами, много двигаются, летом плавают в море. Сам я часто предпочитаю пройтись пешком, вместо того чтобы добраться туда на такси, что-то копаю на даче. Недаром говорят: движение – жизнь.
А вам было бы интересно поучаствовать в других популярных телепроектах – в «Танцах» с участием звезд или каком-нибудь тревел-шоу?
За свою жизнь я получал разные приглашения. Было приятно, но участвовал я только в «Короле ринга» и целый год занимался боксом с профессиональным тренером. А танцы – это немножечко не для меня, несмотря на то что в детстве я шесть лет занимался бальными танцами. Я танцующий артист, хоть и не худенький. Что касается тревелшоу... Мне интересно вести программу, а быть ее участником – в меньшей степени.
Но вернемся напоследок к кино: как думаете, почему сейчас нет картин, которые растаскивают на цитаты? И в чем магия старых фильмов – в том числе тех, где снимался ваш отец?
Сейчас другое время. Тогда не было Интернета, многих других развлечений. Сегодня запостил вирусный ролик – вот вам и цитата, а тогда люди, кроме кино, практически ничего не видели. Не было и такого количества иностранных фильмов. Сейчас мы часто пытаемся «косить» под кого-то – снимать ремейки американских или европейских лент. У нас это не получается, это выглядит глупо. Плюс и уже упомянутые деньги, которые теперь решают все.
В советском кино артисты, конечно, тоже зарабатывали, и, сыграв главную роль в какой-нибудь трилогии, могли купить себе несчастные «Жигули». Но они снимались не ради «Жигулей», а ради материала, и уже потом кино растаскивали на цитаты – никто же не думал, что это обязательно уйдет в народ.
И конечно, есть элемент ностальгии. Люди любят пересматривать то, что им нравилось раньше. Неспроста каждый новый год по телевизору показывают одни и те же фильмы, включая фильм с моим папой – комедию «Чародеи». Можно было бы спросить: не надоело ли? Нет, не надоело! Потому что это частичка нашего детства.
Фото: пресс-службы Михаила Полицеймако и телеканала ТВ-3.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl