«Красный Содом» или политическая необходимость: сексуальная жизнь общества в первые годы советской власти
Первые годы советской власти нередко считают расцветом сексуальной распущенности. Редкое ухо не слышало о таком явлении, как обобществление женщин, и это лишь малая часть историй, которые излишне впечатлительные авторы любят рассказывать о раннем РСФСР. Но так ли все было на самом деле? Подробно объясняет историк Александр Свистунов.
Миф об обобществлении женщин
В конце весны 1918 года в Саратове появились необычные листовки. На них был напечатан текст документа под странным названием «Декрет об отмене частного владения женщинами». Автор «Декрета…» Михаил Уваров предложил считать всех женщин в возрасте от 18 до 32 лет государственной собственностью. Он утверждал, что каждая дама, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться в «конторе свободной любви». Зарегистрированным лицам должно было быть гарантировано право выбора в мужья мужчины в возрасте от 19 до 50 лет. Главная причина, по которой женщин в возрасте от 18 до 32 лет необходимо сделать национальным достоянием, заключалась в том, что якобы все лучшие экземпляры прекрасного пола принадлежат буржуазии, тем самым нарушая естественный уклад жизни на земле. Мужчины, подтвердившие свою принадлежность к трудящимся массам, согласно «Декрету…», имели право пользоваться одной женщиной «не более трех раз в неделю в течение трех часов». Что касается мужа, то он имел право на исключительный доступ к жене.
Данный документ являлся не чем иным, как розыгрышем, а самого Уварова уже спустя несколько дней в ходе ограбления убили местные саратовские анархисты. Однако скандальному «документу» вполне хватило нескольких дней, чтобы разойтись по многим городам европейской части тогдашней России и обрести там популярность. В Екатеринодаре (современный Краснодар) летом того же года отличившимся бойцам Красной Армии выдавали мандаты следующего содержания: «Предъявителю сего товарищу … предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16 до 20 лет (иногда — до 25 лет), на кого укажет товарищ …» В том же году в екатеринодарской газете «Известия» был опубликован похожий документ, озаглавленный как «Декрет о социализации женщин». Согласно этому «Декрету», большевик, желающий воспользоваться «социализированной» женщиной, должен был обратиться за мандатом-разрешением в ближайшее революционное учреждение. Инициатором этой «социализации» был местный уполномоченный внутренних дел, который сам выдал аналогичные «мандаты». К тому моменту, когда эта информация дошлп до большевистских руководителей в Смольном и они распорядились срочно прекратить подобную практику, в Екатеринодаре были «социализированы» порядка 60 женщин. К несчастью для этих дам, в те времена не было ни интернета, ни спутниковой связи, поэтому мало кто сразу понял, что данный «документ» не имеет никакой юридической силы.
В феврале 1919 года Ленин получил жалобу от нескольких жителей села Медяны (Чимбелевская волость, Курмышский уезд) на местного комиссара по делам бедноты. По словам обвинителей, комиссар распоряжался судьбой девушек, «передавая их своим друзьям, не считаясь ни с родительским согласием, ни со здравым смыслом». Ленин немедленно телеграфировал в Симбирский губисполком и в Симбирскую чрезвычайную комиссию: «Немедленно расследовать. Если окажется правдой — виновные должны быть арестованы». 10 марта 1919 года председатель Симбирской чрезвычайной комиссии сообщил Ленину, что национализация женщин в селе Медяны не производилась. Через две недели Гимов, председатель Симбирского губисполкома, отправил Ленину телеграмму, в которой между прочим сообщал: в селе Медяны люди, составившие донос, не