Над чем нельзя смеяться
13 поучительных примеров из кино
Над какими-то вещами совсем-совсем нельзя смеяться, а то кто-нибудь обязательно оскорбится, или расстроится, или запретит все, что вы делаете, а то и вас заодно. Собрали темы, над которыми смеяться не позволено совершенно, и посмотрели, как над этими темами шутили в кино. Несмешно, оскорбительно, цинично и разнузданно шутили.
Над своей страной
«Маргаритки»
Вера Хитилова, Чехословакия, 1966
Фильм-восторг, фильм-взрыв, фильм-коллаж о двух невинных Мариях-Маргаритках, которые хотят быть еще хуже, чем мир, поэтому разрушают все, чего касаются. Они как дети, они как монстры, они как роботы; они — женщины. Деструктивная клоунада Хитиловой привела зрителей в восторг, но кто-то из членов чешского парламента увидел в фильме «распутство», и «Маргаритки» были частично изъяты из проката. Чиновники возмущались, что в стране нечего есть, а героини фильма «ходят на шпильках по столу». После Пражской весны великая Хитилова, лидер чешской новой волны, не эмигрировала, но надолго перестала снимать. «Маргаритки» остались ее самым известным фильмом — одой разрушительному, веселому и убийственному будущему.
Над другой страной
«Борат: изучение американской культуры во благо славного народа Казахстана»
Ларри Чарльз, США, Великобритания, 2006
Казахский репортер Борат — расист, антисемит, шовинист, ксенофоб и главный фрик нулевых — стал в сотни раз известнее своего создателя, британского комика Саши Барона Коэна. Первый и главный «Борат» — фильм о том, как казахский репортер приехал в Соединенные Штаты, мечтая жениться на Памеле Андерсон,— не получил в России прокатного удостоверения и не вышел на большой экран из-за того, что в нем усмотрели материалы, которые «некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Это был первый случай запрета непорнографического фильма в России. Критики справедливо называли шутки из фильма оскорбительными, циничными, непотребными, но все эти эпитеты меркли перед реальным Боратом, непрошибаемым в своей воинствующей жизнерадостности. Говорят, во время съемок фильма полицию вызывали почти сто раз: Саша Барон Коэн полностью вжился в образ и много импровизировал, приставая к прохожим с неожиданными вопросами.
Над другой расой
«Looney Tunes»
США, 1931–1944
Одиннадцать выпусков мультсерии «Looney Tunes» перестали показывать публично с 1968 года из-за «расистских стереотипов». Пародия на «Хижину дяди Тома», на диснеевскую «Белоснежку» с черной Белоснежкой и с семью черными гномами, мультфильм про Багза Банни и охотника и самый удивительный эпизод «Clean Pastures» (1937), в котором Луи Армстронг и Кэб Кэллоуэй — ангелы-джазисты на небесах, так называемые «запрещенные одиннадцать» вряд ли когда-нибудь выйдут на ТВ, но в сети они есть. Они казались вульгарными еще во время выхода: смех здесь должны были вызывать именно расовые (а в случае с Белоснежкой еще и сексуальные) стереотипы, так что сегодня «запрещенные одиннадцать» интересны как история заблуждений, встроенная в историю кино.
Над чувствами верующих
«Житие Брайана по Монти Пайтону»
Терри Джонс, Великобритания, 1979
Британская комик-труппа «Монти Пайтон» создала один из самых смешных анархистских фильмов мирового кино. История Брайана Коэна, соседа Иисуса Христа, которого приняли за Мессию (просто ошиблись хлевом),— это не только политическая сатира, не только история человечества, которому, в сущности, все равно, кого слушаться, но и ода случаю. Фильм был на какое-то время запрещен к показу в Ирландии, Италии, Норвегии (в Швеции его показывали со слоганом «Такое смешное кино, что его запретили в Норвегии»); в Великобритании его запретили в нескольких городских советах еще до выхода. Перед финской версией вписали заявление, что это пародия на голливудские исторические фильмы. Во многих странах перед кинотеатрами выстраивались пикеты. В общем, зрители вели себя как персонажи «Жития Брайана», а режиссер Терри Джонс терпеливо объяснял, что его фильм — издевательство не над Христом, а над теми, кто две тысячи лет убивает друг друга во имя божье.