В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

ВедомостиКультура

Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

Наталья Витвицкая
пт. 28.03.2025

Фото: Ася Минеева

В старейшем национальном театре – Александринке – в прошлом году произошли одни из самых существенных за последние годы изменений. В июле 2024 г. Валерий Фокин, занимавший последние 37 лет пост художественного руководителя театра, стал его президентом. Новым худруком был назначен режиссер Никита Кобелев. Также у Александринки сменился директор – эту должность получил генпродюсер Новой сцены театра Александр Малич.

В новом сезоне Александринский театр уже выпустил три громкие премьеры – «Мать. Горькая пьеса» Константина Богомолова, «Иов» Валерия Фокина, «На дне» Никиты Кобелева. И, как анонсирует Малич, это далеко не все значимые события. Зрителей ждут как минимум «Обломов» Андрея Прикотенко и «Лапшин» Елены Павловой. Также 2025 г. театр объявил Годом молодой режиссуры и запустил цикл режиссерских лабораторий.

В интервью «Ведомостям» Малич рассказывает о том, как создать плавильный котел для разных жанров, форм и гармонично интегрировать современные технологии, подходы в театральное искусство.

«Театр очень инерционная структура»

– Александр, вы заняли пост директора Александринского театра всего полгода назад. В этом новом статусе что-то изменилось в вашем восприятии театра? Стало ли что-то неожиданностью?

– Как говорят старшие коллеги, когда получаешь историческую должность, секретов с каждым днем открывается все больше. Во-первых, изменилось мое представление о времени. Я обнаружил, что могу его «раздвигать» – выполнять больше задач за ту же единицу времени. А во-вторых, знаете, когда что-то происходит, первая реакция – это удивление, но за полгода я научился эту стадию исключать. (Улыбается.) Сейчас, пока мне проговаривают, что чтото случилось, я уже думаю, что предпринять.

Формат моей работы в принципе изменился. Творческими проектами я сейчас практически не занимаюсь – только курирую. Что касается всего остального, какие-то задачи стараюсь делегировать. Это не так просто: кадровый голод ощущается повсеместно – театр не исключение. Но нам удалось собрать, как мне хочется верить, идеальную команду – кого-то найти, кого-то переманить. Никуда от этого не денешься в нынешних реалиях. И сегодня все стабильно работает, что особенно важно в ситуации многозадачности: постоянно возникают проблемы, связанные с отсутствием иностранного оборудования и необходимостью его замены на отечественные аналоги, повышением цен, сложной логистикой привоза декораций и т. д. и т. п.

Театр очень инерционная структура. Это огромный линкор. И даже если ты повернул штурвал, то только месяца через два увидишь отклонение по румпелю. А может, не увидишь вовсе. Поэтому я научился доверять своей команде и своим ощущениям. Моя принципиальная позиция – на работу нужно брать людей, которые умнее, сильнее и сложнее, чем ты. Да, ими управлять сложнее, но результат того стоит.

– Расскажите, как в принципе устроено управление Александринкой?

– У театра есть президент – Валерий Владимирович Фокин. Он осуществляет представительские функции, бесконечно много помогает и подсказывает и мне, и худруку Никите Кобелеву. Валерий Владимирович вместе с Никитой следит за художественной частью, в которую я практически не вмешиваюсь. Я отвечаю за решение административных, хозяйственных вопросов и за маркетинг. Псковским филиалом Александринского театра руководит Дмитрий Месхиев. Он является и художественным руководителем, и директором театра, но все самое важное, естественно, согласовывается с нами. Поскольку именно мы отвечаем перед Министерством культуры за весь театр, в том числе и за филиал.

– Из чего складывается экономика театра?

– Общий бюджет Александринского театра в 2024 г. составил 1,4 млрд руб. Существует госзадание – определенное количество премьер, которое обеспечивает государственная субсидия. В этом году она немного увеличилась, но давайте смотреть по 2024 г. – это около 800 млн руб. в год. Остальное – около 60% – доходы самого театра: порядка 37% бюджета – билетная выручка, 15% – партнерские мероприятия, аренда. Оставшиеся 8% – спонсорские деньги, и это та часть бюджета, которую мы всеми силами стараемся увеличить. Александринка постоянно находится в поиске спонсорских денег и взаимодействии с различными структурами, которым интересно вкладываться в театр.

– Какая самая большая статья расходов театра?

– Фонд оплаты труда. А также мелкие платежи – на реквизит, на чтото нужное прямо «здесь и сейчас». Я бы определил эту статью расходов как самую тревожную. Когда нужно по чуть-чуть, ты все время по чуть-чуть тратишь, а потом смотришь – за полгода набежала астрономическая сумма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Отчего болит спина Отчего болит спина

Неочевидные и скрытые причины боли в спине

Лиза
Давайте отдыхать поездами Давайте отдыхать поездами

Как в России развивается железнодорожный туризм

Деньги
Это точно моё! Это точно моё!

10 признаков того, что ты занимаешься своим делом

Лиза
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций

Тараканы-киборги — идеальные помощники для спасательных операций

Inc.
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Гормональные качели Гормональные качели

Почему у беременных бывают перепады настроения, как взять под контроль эмоции?

Лиза
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба

Ученые обнаружили три кроманьонских человеческих зуба в Костёнки-1

N+1
Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть» Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть»

Ходит человек, ни одной интриги не может развести. Зачем ты сюда приехала?

Коллекция. Караван историй
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
Послания на скалах Послания на скалах

Что разрушает карельские петроглифы

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении