«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историйЗнаменитости

Елена Образцова. Непобедимая

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Владимир Клавихо/из архива Фонда Елены Образцовой

Всегда верившая в себя, даже когда не верили в нее. Настоящая Примадонна, исполнявшая партию Графини в «Пиковой даме» с 25 до 75 лет. Щедрая до безумия. Эмоциональная, дерзкая. Готовая на смелые эксперименты в творчестве. Боровшаяся за свою жизнь до последнего вздоха... Все это Елена Образцова. О великой оперной певице рассказывает генеральный директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко.

С Натальей Игнатенко мы встречаемся не первый раз. А в помещение Фонда, старинный особняк на Басманной, прихожу как в родной дом. С сотрудниками Фонда знакома давно, все они — люди увлеченные, преданные делу. Артисты приходят сюда запросто — попить чаю, пообщаться и почувствовать постоянное, теплое, солнечное ощущение присутствия Елены Васильевны, энергия которой здесь живет. Это просто невероятно, что еще при жизни было создано то, что теперь хранит ее добрые дела, хранит ее память. И конечно же, Фонд помогает молодым талантам, проводит конкурсы, творческие школы, концерты. В год, когда Образцовой исполнилось бы 85 лет, мы с Натальей встретились, чтобы вспомнить Елену Васильевну.

— Наталья, очень рада вас видеть и рада снова побывать в этом пространстве...

— А я бы хотела начать нашу беседу с добрых слов о своей подруге Анжелике Пахомовой и о вашем издании. Потому что то первое интервью, которое мы вместе делали уже много лет назад, получило множество теплых откликов — так мне были благодарны люди. Ваши вопросы, Анжелика, заставили меня вспомнить какие-то подробности, которыми поделишься не с каждым человеком... Очень важно, когда интервью берет человек, который, во-первых, в теме, во-вторых, имеет какое-то особое, значимое отношение к личности Елены Васильевны Образцовой. И это все почувствовали люди.

Фото: Виктор Горячев/из архива Фонда Елены Образцовой

— Спасибо за эти слова, Наталья! А мне сегодня хочется поговорить про саму Елену Васильевну, какая она была в обычной жизни. Мне кажется, будет ценно, если мы дадим ее почувствовать как человека. А человеком она была настолько интересным, бездонным и непростым...

— И при этом очень простым. Сам факт нашего знакомства с Еленой Васильевной удивителен. Наша встреча была и обычная, и необычная. Как-то я сидела в известном питерском ресторане «Кэт». У нас оказались общие друзья. Я увидела Елену Васильевну за общим столом. Почему-то по окончании застолья она подошла именно ко мне и стала диктовать свои телефоны и договариваться о будущих встречах. Я потом задавала ей этот вопрос. Она ответила: «Наташа, меня к тебе кидануло». Это ее выражение — «кидануло». «А вот почему Вас ко мне кидануло?» — «Даже не пытайся понять, это все Боженька». Слава Богу, есть свидетели, это не я придумала, она мне говорила: «Наташа, я тебя вымолила. Всегда мечтала о таком директоре». И вот получилось, что мы с ней встретились и начали общаться, а потом и работать.

Не так долго продолжалась наша дружба, но это было очень плотное общение и такая насыщенная жизнь. Я думаю, почему ее «кидануло» — потому что тогда, во время того памятного застолья в ресторане «Кэт» на Караванной улице, я произнесла сакраментальную фразу «я оперу вообще-то не люблю, я люблю драматический театр», а в музыкальном театре ходила на балеты. На оперу пошла один раз и чуть не уснула.

— Да, это смело! Сказать такое Елене Образцовой...

— Может быть, я пробудила в ней какой-то интерес и этого человека, этого неофита ей захотелось перековать. И ведь она за те немногие годы, что нам удалось прожить вместе бок о бок, приучила меня не просто слушать, а бесконечно полюбить оперу. Это, конечно, удивительно для взрослого человека. Мне тогда уже было далеко за 40 лет, и вдруг я влюбляюсь в этот жанр! И сегодня люди, окружающие меня, знают, что у меня практически нет свободного вечера, почти ежедневно я хожу на концерты классической музыки либо на оперные спектакли в театры Москвы, Петербурга и тех городов, куда мне удается выезжать. И в драматических театрах я люблю тех режиссеров, у которых музыка является важной частью действия, иначе мне скучно. А уж в оперном театре, где происходит соединение живописи, декораций, костюмов, ты погружаешься в эпоху. Я профессиональный историк по первому образованию, поэтому для меня это очень важно. И оркестры я теперь уже не просто слушаю: узнаю соло каких-то инструментов, и, если оно талантливо исполнено, это вызывает во мне отдельный восторг... Дошло до того, что Дмитрий Бертман, много лет назад, когда он ставил оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в своем театре «Геликон-Опера», даже ввел персонаж — Наташу Игнатенко — с париком на героине, с моим платьем, кедами — все, как я ношу! И меня там публика узнает. Для меня это был необыкновенный подарок от близкого друга!

Елена Образцова и Наталья Игнатенко. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— А после вашего первого знакомства вы Образцовой позвонили по всем этим телефонам, что она вам дала?

— Не позвонила! Даже после того как она дала мне телефоны, я не придала этому знакомству особого значения. Что я ей скажу? «Елена Васильевна, вот Вы мне дали телефон, мы были с Вами в ресторане». А дальше? На самом деле начала звонить она мне и приглашать в гости в Москву, я воспользовалась приглашением. И когда она приезжала в Петербург, обязательно мне звонила и я встречала ее на Московском вокзале.

Помню нашу первую поездку в Финляндию. На российско-финской границе почти все таможенники, которые занимали руководящие должности, увидев нас, брали под козырек. Они в свое время были моими студентами, потому что я преподавала тогда в соответствующем вузе. Елена Васильевна это пронаблюдала и сказала: «Больше я в Финляндию без тебя никогда не поеду».

— Она там любила отдыхать или работать?

— Мы ездили туда не работать, а просто поесть рыбку, посидеть в ресторане. От Петербурга близко до Хельсинки и других приграничных городков. Покупали там очень вкусного лосося слабой соли или подкопченного, привозили в Москву. А на день рождения Елены Васильевны мы там даже закупали водку «Финляндия». Закупки были необходимы, потому что на ее день рождения приходило до ста человек гостей. Все друзья, вся артистическая элита Москвы съезжалась 7 июля к ней на дачу. С утра начинался прием гостей, кто-то уходил, кто-то приходил, это все на самом деле продолжалось целые сутки. И вот так моя жизнь поменялась просто кардинально.

Елена Образцова в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Большой театр. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— Наташа, во-первых, вы ради нее переехали в Москву. Но я хочу спросить... А был ли момент притирки, когда вы познавали ее характер и правила общения?

— Хороший вопрос. Когда мы только познакомились, наши общие друзья вдруг начали говорить: «Елена Васильевна, вот Наташа, это же просто лучшая кандидатура быть вашим директором». Я слушала и удивлялась: о чем они говорят, я — директор Образцовой?.. Где я — и где Образцова, и где вообще опера. Для меня эти категории были совершенно далекими и незнакомыми. Чтобы быть ее директором, надо знать, наверное, директоров филармоний, директоров театров, у меня не было никаких связей в этом мире. Спецфакультет в Санкт-Петербургском университете МВД России, где я преподавала, был очень значимый. У меня учились депутаты Государственной думы, руководители наших административных округов и городов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы в моде Мы в моде

Достаточно ли твердо отечественные модные марки стоят на ногах?

VOICE
Настоящая мягкая сила Настоящая мягкая сила

«На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах

Weekend
Летняя любовь: правила счастливого романа Летняя любовь: правила счастливого романа

Считается, что будущего у курортных романов нет, но перспективы в них не главное

Новый очаг
Как Аватар пришел на помощь Чебурашке Как Аватар пришел на помощь Чебурашке

Как пиратский прокат фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь

Монокль
«Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла» «Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла»

Собаки и кошки знаменитых поэтов и писателей

Караван историй
Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов

Как побороть страх перед родительской старостью?

Psychologies
Двое в городе Двое в городе

История встречи, любви и совместного бизнеса Иды Галич и Олега Ледвича

OK!
Третья форма денег Третья форма денег

В России стартовал второй этап проекта по использованию цифрового рубля

Деньги
Афалины улыбнулись друг другу во время игры Афалины улыбнулись друг другу во время игры

Дельфины демонстрировали открытый рот и копировали мимику сородичей

N+1
Будет вам наукой Будет вам наукой

Семь свежих исследований, чтобы вы держали руку на пульсе актуальных знаний

Men Today
Элементы красоты Элементы красоты

Как улучшить состояние кожи при кожных заболеваниях – рекомендации нутрициолога

Лиза
Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль

Как стереотипы и недостаток знаний о женском теле делают нам больно

Forbes
Буржуйка в изразцах Буржуйка в изразцах

Изразцы Ярославля как источник вдохновения для строительства печки на своей даче

КАНТРИ Русская азбука
«Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях «Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях

Далеко не все ретропесни имеют позитивный, с точки зрения психологии, посыл

Psychologies
Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей

Почему одинаковые электромобили по-разному проявляют себя в разных концах света

Maxim
Витаминный десант Витаминный десант

Самые важные витамины и минералы для женщин, которые помогают не болеть

Лиза
4 признака того, что у партнера еще не угасли чувства к бывшей 4 признака того, что у партнера еще не угасли чувства к бывшей

Почему неразорванные эмоциональные связи могут погубить ваши отношения

Psychologies
25 оттенков горечи 25 оттенков горечи

Как воспринимается горечь: в желудке, мозге, сердце и даже мочеполовой системе?

Наука и жизнь
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать 3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать

Что влияет на женское либидо и получение удовольствия от секса?

Psychologies
Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем? Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем?

Как пить так, чтобы не развилась алкогольная зависимость?

Psychologies
Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать

Можно ли продлить сроки службы вашей одежды?

ТехИнсайдер
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как идея о других мирах стала плодотворной для жанра фантастики и для культуры

Наука и жизнь
Кто такие дэдбоды — новый (и хорошо знакомый) тип мужчин, которых боготворят в соцсетях Кто такие дэдбоды — новый (и хорошо знакомый) тип мужчин, которых боготворят в соцсетях

Отцы снова в тренде — или, по крайней мере, их внешность

Psychologies
Почему мы откладываем жизнь на потом? Почему мы откладываем жизнь на потом?

О синдроме отложенной жизни рассказывает психолог-консультант

Psychologies
Цифровой рубль — это просто Цифровой рубль — это просто

Как мы будем пользоваться новой формой национальной валюты

Монокль
Ковровая резня Ковровая резня

«Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка

Weekend
Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние

Елена Попова о том, как появилась ее дебютная работа

СНОБ
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Открыть в приложении