Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Беседовала Анжелика Пахомова

Название

«Когда Владимир Львович предложил мне преподавать в Школе Табакова, сначала отказалась. Объяснила: «Потому что каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. Как я могу кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет».

— Яна, позвольте начать разговор с «Волшебника Изумрудного города», поскольку первого января состоится премьера в кино. У вас там необычная работа. Почему заинтересовались этим предложением?

— Во-первых, это режиссер Игорь Волошин, мы с ним уже работали. Умный, подробный, талантливый, интеллигентный, азартный человек, с которым всегда интересно пересечься. А второе, с «Волшебником Изумрудного города» у меня связаны хорошие воспоминания, ведь это одна из первых моих ролей на профессиональной сцене. Когда мне было 14 лет и я занималась в театральной студии при Рижском молодежном театре, им для спектакля понадобилась актриса на роль Тотошки. Поэтому то, что эта сказка появилась в моей жизни второй раз, конечно, очень трогательно, я очень хотела принять в этом участие.

— А сейчас какая роль?

— А сейчас... Знаете, это интересно... Когда вышел трейлер фильма, его во всех кинотеатрах показывали, я присылала знакомым ролик и просила: «Найдите, кого я играю». Они называли разных персонажей. И только моя сестра позвонила и спросила: «Ты — мышь?» На что я ответила: «Сама ты мышь! Я — Королева мышей!» Это Рамина, с которой Элли и ее друзья пересекутся, когда попадут на поле сонных маков. Не буду раскрывать секреты, но на съемках применялись очень интересные технологии. На площадке постоянно присутствовали специалисты по компьютерной графике. Кстати, когда шла на пробы, взяла у дочери Ани корону и показалась прямо в ней. Режиссер очень смеялся и сказал: «Все, ты утверждена».

Яна Сексте во время съемок фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», 2024 год. Яна подарила своему персонажу Рамине мимику и голос. Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»
Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Еще вопрос о кино. Премьеру фильма «Мастер и Маргарита» обсуждали все. У вас там небольшая роль фельдшера Прасковьи Федоровны. Но ее заметили и даже номинировали как лучшую роль театральной актрисы в кино. А что для вас значит эта работа?

— Конечно, ждала с огромным трепетом и страхом, когда выйдет этот фильм. У меня не получилось прийти на премьеру, в тот день был спектакль, и мы с мужем пошли в кинотеатр поздно ночью. Я очень редко смотрю свои фильмы, не люблю себя на экране, но этот, по ощущениям, получился, мне кажется, это удача. Я знаю, что многие начнут со мной спорить, и это тоже хорошо. Изначально это такой материал, в этих спорах высекается всегда какая-то искра. Знаю, что после выхода «Мастера и Маргариты» продажи романа взлетели в разы. А после просмотра фильма первый раз в жизни сказала мужу: «Знаешь, Игорь, мне так хочется, чтобы меня узнали. А меня, блин, совсем не узнают». Он засмеялся и ответил: «Ну ты хоть хромать начни, дай людям хоть какой-то шанс». Роль маленькая, но мы с режиссером много репетировали, придумывали какие-то ходы. Вообще, это сейчас большая редкость — когда фильм репетируется. Обычно артисты на площадке встречаются впервые и говорят: «Ну-ка, давай сейчас придумаем, что бы нам тут сыграть». И мы какие-то вещи туда закладывали, придумывали, но я не думала, что это считает зритель.

Скажу честно, была потрясена, когда стала читать отзывы, когда поняла, что это все считалось, попало в людей. Сказать, что я счастлива, — ничего не сказать. Рада, что приняла участие в этой истории.

Яна Сексте и Леонид Ярмольник в фильме «Мастер и Маргарита», 2023 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Яна, знаю, у вас сейчас были гастроли... Поскольку мы давно сотрудничаем с театром, замечаю, что Владимир Львович не выбирает стандартные места для гастролей. Сначала Ямал меня потряс, потом Тобольск.

— Мы вчера ехали, муж с дочерью встретили меня в аэропорту, я рассказываю про Тобольск, рассказываю... Митя говорит дочери: «Слушай, Аня, какая огромная, великая страна». Потому что вроде бы все так говорим — огромная страна... Но еще так много мест, где большинство людей никогда не были. И это, конечно, потрясает, когда ты видишь Салехард, Тобольск... А я понимаю, что это никакие не крайние точки... Сибирь, эти немыслимые просторы, суровый климат, и ты понимаешь, что да, там живут люди.

— Там сейчас уже холодно?

— Когда мы только приехали, в первый день было минус пятнадцать, а когда улетали, уже плюс три. А у нас с дочерью есть такая традиция, мы отовсюду посылаем друг другу открытки. Был смешной момент. Во-первых, оказалось, сейчас целая проблема найти почтовую открытку. То есть открыток с видами, красивых, много, а почтовых нет. Но я нашла, пришла на почту, говорю: «Дайте, пожалуйста, марку». На меня женщина смотрит: «Что? Зачем?» Причем очень искренне. Я объясняю: «Ну марка почтовая, мне нужно наклеить ее на открытку, чтобы послать». И она так обрадовалась!.. То есть уходит эта культура, эта традиция.

Наш бывший студент Миша Шугарев, он только выпустился из Школы Табакова, стал артистом нашего театра, слышит эту историю... Я на него так смотрю и говорю: «Миш, а ты получал когда-нибудь письмо по почте?» — «Нет» — «Дай мне адрес, я тебе пришлю». А раньше мы переписывались. У моей мамы сохранены все письма. Когда я в 1998 году поступила в Школу-студию МХАТ, писала ей письма от руки. Как я сейчас понимаю, делала это где-то на лекциях. И все это сохранено! И я пытаюсь это привить своей дочери. Она пока не знает, но я ей написала: «Аня, пишу тебе из первого города Сибири. Отсюда началось завоевание Сибири, здесь много снега, но он весь растает от огромной маминой любви к тебе. Мама очень скучает, поэтому скоро мама поедет домой». Видимо, действительно, моя любовь к ней настолько большая, что, когда мы уезжали, было плюс три и дождь. Конечно, была и экскурсионная программа. Успела увидеть и тюремный замок, и кремль...

— А когда были на Ямале, вы не ездили на стойбище?

— Это тоже очень смешная история. Дело в том, что это я решила, что нам всем коллективом нужно туда поехать. Знаете, как в «Служебном романе»: Шура была активная. Чтобы успеть съездить до репетиции, решили собраться в восемь утра. Мне говорят: «Да ты же первая не встанешь». — «Встану!» Я всех убеждала, агитировала, уговаривала. И вот восемь утра, холодно. Мы все, одетые в комбинезоны, в ватные штаны, шапки, собираемся... В общем, не работало стойбище в тот день. Не знаю, почему они закрылись, но с нами поступили дико. Я понимаю, что надо как-то выкручиваться, говорю: «Ребята, пошли гулять». В общем, разные слова мне сказали коллеги. Со мной пошли гулять, но не все. Так что со стойбищем пока не сложилось. Но мы в Салехарде были уже не один раз, думаю, поедем туда снова, и в стойбище я их все равно свожу.

— Яна, помимо работы в театре и съемок в кино, вы преподаете в Школе Табакова. Я понимаю, что это большой труд. Как вы к этому пришли?

— Когда Владимир Львович в какой-то момент позвал меня к себе в кабинет и сказал, что хочет, чтобы я пришла в Школу, ушла думать. Два дня ходила, мучилась, все это в себе переворачивала... Пришла к нему и сказала: «Владимир Львович, нет, ну нет. Прям вот нет». — «Почему?» — «Потому что, вот клянусь, приступая к каждой новой роли, ты понимаешь, что даже не знаешь, как это начать делать, как к этому подступиться. Каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. И как я могу, ничего не умея, ничего не понимая в этом сама, прийти и кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет». Владимир Львович всегда говорит, что актерство — это профессия, в которой нет конечной точки, к которой ты мог бы прийти. Он любит повторять, и мне тоже очень нравится это выражение: «Движение к постоянно достигаемой и никогда не достижимой цели».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть» Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть»

Ходит человек, ни одной интриги не может развести. Зачем ты сюда приехала?

Коллекция. Караван историй
Радужные перспективы Радужные перспективы

Увидеть радугу посреди зимы – добрая примета. Но что именно она сулит?

Лиза
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

YouTube-каналы для тех, кто хочет начать путь в предпринимательстве

Inc.
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Строить меньше и дольше Строить меньше и дольше

Девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки

Монокль
Как спастись от микропластика Как спастись от микропластика

Как сократить присутствие пластика в своей жизни?

Здоровье
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа

Удивительные встречи. Одно из таких знакомств — с путешественником Юрием Лыхиным

Seasons of life
«Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить «Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить

Как восполнить свой энергетический заряд, чтобы «быть в ресурсе»?

Psychologies
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом «А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР

Какие симптомы наблюдаются в ситуации травмы и как жить с человеком с ПТСР?

Psychologies
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Как избежать предновогодних и новогодних конфликтов с семьей

Лиза
Мусульманское серебро Древней Руси Мусульманское серебро Древней Руси

Воздвиженский клад в Новгороде — настоящее сокровище

Наука
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении