Правила волшебства
Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга? Завистливая мачеха или не приглашенная на бал фея губит красавицу, непутевый сын ловит таинственную жар-птицу, лягушка оборачивается царевной, чудище заморское — королевичем, ясный сокол — княжеским сыном, а снимают злые чары и заклятия бескорыстное добро и настоящая любовь.
В начале ХХ века филолог Владимир Пропп после прочтения знаменитого сборника «Народные русские сказки» собирателя фольклора Александра Афанасьева записал в дневнике: «У меня проклятый дар: во всем сразу же, с первого взгляда, видеть форму <…> И сразу открылось: композиция всех сюжетов одна и та же». Десять лет Владимир Пропп работал над «Морфологией волшебной сказки», где сформулировал ключевые принципы, по которым она устроена. В разных волшебных историях, говорит Пропп, есть персонажи с одной и той же ролью и важными для развития сюжета функциями. Есть тот, кто дает невыполнимое поручение (Отправитель), и тот, кто выдерживает тяжелые испытания (Герой); тот, кто мешает и строит козни (Вредитель, или антагонист), и тот, кто вовремя даст ковер-самолет, скатерть-самобранку или сапоги-скороходы (Даритель), и так далее. Персонажи разных историй, будь то Баба-яга, Леший, Медведь или Морозко, нередко играют в сюжете одну и ту же роль, например испытывают и награждают героя. Владимир Пропп выделил в народных сказках «31 функцию» и доказал, что все они состоят из одних и тех же элементов в вариативных комбинациях.
Вслед за описанием исходной ситуации (жили-были) следует запрет (двери никому не открывать, из копытца не пить, веретено в руки не брать) и его нарушение. Тут появляется антагонист, который наносит вред одному из членов семьи (гуси-лебеди похищают мальчика) — и запускает важное движение сказки. Другим спусковым крючком может быть потребность: герою нужны молодильные яблочки, или волшебный конь, или красавица-невеста — и он отправляется на поиски. Следом в историю вступает новый персонаж: он дарит герою волшебного помощника, например говорящего коня, и дает дельный совет.
Герой подвергается преследованию, непременно проходит ряд сложных испытаний, вступает в непосредственную борьбу с антагонистом — надо выдержать бой со змеем, богатырем, Кощеем или неприятельским войском, — и наступает кульминация. Колдовство снимается, убитые оживают, пропавшие находятся. Здесь история может закончиться счастливым возвращением героя, тогда это сказка на один ход. Или совершается новое вредительство, и начинается второй ход: братья сбрасывают Ивана в пропасть, царевич сжигает лягушачью кожу и так далее. Каждая такая часть может существовать самостоятельно, но, как правило, именно соединение двух ходов дает нам привычную полную сказку, где злодей наказывается, а герой получает принцессу и полцарства в придачу. Причем канон этот интернациональный: похищает ли Змей Горыныч русскую царевну, черт — панночку, крокодил