Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техникаHi-Tech

Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Юрий Каторин

Гребной буксир, тянущий HMS Temeraire на разборку в 1838 году. Художник Уильям Тернер

Человечество постоянно искало альтернативу веслам и парусам для приведения судна в движение. Поэтому идея гребного колеса не явилась детищем XIX века. Еще в древности пробовали устанавливать по бортам судна деревянные колеса с лопастями, приводимые в движение быками, ходившими на вороте. Наиболее ранние попытки в этом направлении отмечены у китайцев. Изображение подобного судна найдено археологом Мак-Грегором (Archibald Gordon MacGregor; 1894–1986) в одном из старинных китайских сочинений.

Первое упоминание в Европе о гребных колесах как средстве передвижения судов происходит из изданного в XV веке военного трактата IV или V веков «О военных делах»: «Военный корабль, пригодный для морских сражений, который из-за своих огромных размеров и человеческой слабости как бы не мог управляться руками людей. В его корпусе, или полой внутренности, волы, впряженные попарно в шпили, вращают колеса, прикрепленные к бортам судна; весла, выступающие над окружностью или изогнутой поверхностью колес, бьют воду своими ударами, как лопасти весел, когда колеса вращаются, работают с удивительным и изобретательным эффектом, их действие приводит к быстрому движению. Этот военный корабль, более того, из-за своей собственной массы и из-за механизмов, работающих внутри него, вступает в бой с такой сокрушительной силой, что он легко разрушает и уничтожает все вражеские военные корабли, приближающиеся на близкое расстояние». Документ, будучи адресованным римскому императору в виде докладной записки, был «положен под сукно» чиновниками, где и пролежал в полной безвестности вплоть до первого издания более чем 1000 лет спустя.

Миниатюра из издания XV века, изображающая проект либурны с гребными колесами, приводимыми в действие тягловыми животными

Со второй половины XVI века в летописях изобретений встречаются постоянные сведения о разного рода опытах по установке на суда колесных движителей, приводимых в действие либо людьми, либо ветром, либо, наконец, паром. Первая исторически отмеченная попытка применения паровой машины для движения судна относится к 1543 году. Испанский моряк капитан военно-морского флота Бласко-де-Гарай (Blasco de Garay; 1500–1552) предложил императору Священной Римской империи Карлу V (Carolus V; 1500–1558, он же испанский король Карлос I) построить судно, которое с помощью машины может ходить по тихой воде без весел и парусов.

Капитан Бласко-де-Гарай

Несмотря на противодействие со стороны судовладельцев и угрозы церкви1, император приказал установить эту машину на судно «Тринидад» в 200 т и лично присутствовал на испытаниях его в Барселоне при стечении множества народа и моряков, привлеченных необычностью зрелища. Испытание оказалось удачным, особенно удивила та легкость, с которой судно делало повороты. Назначенная Карлом V комиссия сообщила, что судно совершает 8 верст в час.

1 Дьявол и пар. Образцом мракобесия, царившего в Испании той эпохи, может служить тот факт, что во избежание обвинений со стороны инквизиции в сношениях с дьяволом осторожный Бласко-де-Гарай наполнил котел своего парохода освященной водой из ближайшего монастыря, чтобы успокоить фанатичных монахов. Однако, несмотря на покровительство императора, он все-таки не избежал преследования инквизиции – святые отцы возбудили против Бласко дело о колдовстве, и перепуганный изобретатель собственноручно разломал машину на мелкие кусочки.

Так, по мнению художника, выглядел пароход Бласко-де-Гарая (современный рисунок)

Сути своего изобретения испанец не открыл никому, даже императору. По описанию очевидцев можно судить, что движитель состоял из большого котла с кипящей водой, двух колес по бортам судна на оси, поставленной поперек палубы и механизма с приводами на каждое колесо. Император повысил чин изобретателя на один ранг, подарил ему 200 тыс. мараведи (испанский реал равен 34 мараведи), приказал оплатить расходы из казны и оказал ему много других милостей, но на этом дело и кончилось. Хотя все говорило о том, что данное изобретение крайне полезно и может быть внедрено на военных кораблях Испании, но… в дело вмешался главный казначей Раваго. По его мнению, машина должна быть весьма сложна и стоила бы очень дорого. Кроме того, всегда оставалась опасность взрыва котла. А потому он отсоветовал внедрять паровую машину на кораблях флота Испании. Не изменило ситуацию и то, что другие члены комиссии подтвердили – судно лавировало с такой же скоростью, как галера, маневрирующая обычным способом, и проходило не менее лиги в час.

Бласко-де-Гарай представляет свое изобретение императору

Впрочем, прохладное отношение финансиста к изобретению в первую очередь можно объяснить тем, что паровая машина у Бласко-де-Гарая явно была открытого типа, и топлива потребляла столько, что проще гребцов посадить за весла, больше груза перевезти получится, и куда дешевле. И вообще до Уайта, додумавшего отработанный пар пускать не в атмосферу, а обратно в котел, лучше было даже не думать об их установке на кораблях. Но до Уайта паровая машина прошла длинный путь: в 1680 году французский физик Дени Папен (Denis Papin; 1647–1712) изобретает паровой котел с предохранительным клапаном, а спустя десять лет он описывает замкнутый термодинамический цикл пароатмосферного двигателя, но ему не удается создать работоспособный механизм. Впрочем, идея не совсем его – в Германии считающийся одним из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (Gottfried Wilhelm von Leibniz; 1646–1716) буквально рассыпал поистине гениальные идеи, совсем не заботясь о том, припишут их ему или другим. Как стало известно из переписки Лейбница с Дени Папеном (изданной Герландом), именно он подсказал французу основную идею паровой машины: применение цилиндра и поршня. Вскоре после этого англичане Томас Севери (Thomas Severi; 1650–1715) и Томас Ньюкомен (Thomas Newcomen) изобрели подобные же машины.

Готфрид Лейбниц – автор идеи парового двигателя

В 1736 году англичанин Джонатан Халлас (Jonathan Hulls; 1699–1758) спроектировал буксир с гребным колесом в корме, приводимым в движение через систему ремней паровой машиной Ньюкомена2 для передвижения парусных судов в штилевую погоду.

2 Ньюкомен Томас (Thomas Newcomen; 1663–1728) – известный английский изобретатель, кузнец по профессии. Сконструировал паровую машину (1705 г.), получившую довольно широкое распространение в промышленности начала XIX века. В его машине рабочий ход осуществлялся не высоким давлением пара, а вакуумом, образующимся после впрыска воды. Из-за громоздкости и неравномерного хода потребляла много топлива, имела низкий КПД, в связи с чем использовалась в узкоспециализированых целях.

Проект Халласа был более удачным, чем прежние, но из-за несовершенства машины практического применения не получил. Мало того, как это часто бывало в истории, творение Халласа не получило и широкой известности. Тем не менее ему выдали самый первый патент на паровое судно, озаглавленный «Описание и тяга новоизобретенной машины для вывода судов из любой гавани, порта или реки или захода в них против ветра, прилива или в штиль».

Джонатан Халлас (1699–1758)

На рисунке из патента изображен, по сути дела, паровой буксир, ведущий за собой трехмачтовый парусный корабль против ветра. На корме парохода – гребное колесо с шестью лопастями-плицами, показана канатная передача на его вал. Джонатан Халлас не продолжил свою работу в области паровой энергетики, и единственный другой патент, на который он когда-либо подавал заявку, был получен в 1753 году на хитроумный прибор для обнаружения фальшивых монет. Он умер в нищете всего пять лет спустя в своем доме в Кэмпдене, графство Глостершир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Школа жизни Алексея Лукина Школа жизни Алексея Лукина

Алексей Лукин и курс на успех

Men Today
Кино Кино

Какое влияние оказали популярные девайсы на мировой кинематограф

Правила жизни
Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей» Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей»

Поговорили с актрисой о съемках в исторической экшен-драме «Злой город»

VOICE
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Толькo для взрослых Толькo для взрослых

5 новогодних секс-сценариев, которые добавят перчинку в праздничную ночь

Лиза
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
45 лет после апокалипсиса 45 лет после апокалипсиса

«Мегалополис»: долгострой Фрэнсиса Форда Копполы

Weekend
Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок

Как не утонуть в предновогоднем хаосе и встретить праздник с улыбкой

VOICE
Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса

Что такое self-skills и зачем они нужны в работе?

Forbes
6 секретов мышления по-настоящему богатых людей 6 секретов мышления по-настоящему богатых людей

Зарабатывать деньги нужно, думая нестандартно: как это делают богатые люди?

Inc.
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Облачный атлас Облачный атлас

Интерьер загородного дома в духе бельгийской школы дизайна

SALON-Interior
Это не шутки: что такое мемкоины Это не шутки: что такое мемкоины

Можно ли разбогатеть на меме с собачкой или лягушонком

VC.RU
Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор» Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота

Коллекция. Караван историй
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года

Какие фильмы, вышедшие в 2024 году, стоит обязательно посмотреть?

Правила жизни
Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят

С чем связан тренд на адвент-календари и сколько на нем можно заработать?

Forbes
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Оттенок будущего — Mocha Mousse: как Pantone определяет цвет предстоящего года Оттенок будущего — Mocha Mousse: как Pantone определяет цвет предстоящего года

Как цвета Pantone отражают события настоящего

ТехИнсайдер
Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга

В чем секрет размеров гигантского винограда сорта «Шайн Мускат»?

ТехИнсайдер
«Крым» – первый советский супертанкер «Крым» – первый советский супертанкер

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техника
Поднять китеж Поднять китеж

Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизни
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
«Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью «Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью

Как в фильме «Выгон» раскрывается проблема женского алкоголизма

Forbes
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Открыть в приложении