Александр Семчев поделился новостями о своей актерской карьере и жизни

Караван историйЗнаменитости

Александр Семчев: "Мотивация взяться за себя была такой - мне хочется дольше пожить"

Марина Порк

Фото: Сергей Иванов/East News

Актерский путь Александра Семчева наполнен встречами с уникальными мастерами. В Щукинское училище его принимал Евгений Рубенович Симонов. Во МХАТ - Олег Николаевич Ефремов, который однажды одарил актера фразой: "Ты затмил весь МХАТ!" Олег Павлович Табаков, оставляя Семчева в труппе, сказал: "Я верю тем, кто тебя хвалил", и доверие актер оправдал... Сейчас он играет не только в родном МХТ, но также в Театре Наций и в Театре на Бронной. А еще у Семчева 124 работы в кино, и его востребованность растет. В интервью "Каравану историй" актер поделился новостями.

— Александр Львович, радикально похудевший клоун Александр Морозов из театра Петросяна лишился ролей. А у вас в аналогичной ситуации их только прибавилось, вы играете в Театре Наций в спектакле «На всякого мудреца», в двух спектаклях Театра на Бронной — «Бэтмен против Брежнева» и «Дядя Лева», а также остаетесь актером труппы МХТ имени Чехова.

— В родном театре я сегодня репетирую два спектакля: Константин Юрьевич Богомолов ставит на основной сцене «Новую оптимистическую», Михаил Рахлин — «Омон Ра» по роману Виктора Пелевина.

— Осталось ли что-нибудь от Вишневского после встречи с Богомоловым? Судя по спектаклю Театра Наций, от Островского не осталось почти ничего.

— Позволю себе не раскрывать всех секретов, премьера назначена на начало октября, спектакль Богомолова лучше увидеть, поскольку невозможно описать словами то, что всегда происходит у него на сцене.

— Как вы познакомились с Константином Юрьевичем? Можно ли сказать, что нашли своего режиссера?

— Знакомство произошло в стенах Художественного театра лет десять назад. Сидели на летней веранде кафе в Камергерском переулке, разговаривали, и он предложил мне роль в спектакле «Идеальный муж». С тех пор продолжается наше сотрудничество. Режиссер он, по-моему, замечательный. Он умен, образован, начитан, прекрасно разбирает материал, как классику, так и современную драматургию. С ним бывает непросто, поскольку я человек ленивый, а Константин Юрьевич — режиссер очень требовательный. Не все принимают его постановки, кто-то разносит их в пух и прах. Многие на этом основании не любят лично Богомолова. Но прежде чем огульно судить о человеке, его нужно поближе узнать, познакомиться как с его работами, так и с ним лично, если, конечно, он позволит.

Игорь Верник, Игорь Угольников и Александр Семчев в спектакле «Гамлет в остром соусе», МХАТ, 2002 год. Фото: Борис Квашкин/ТАСС

— Судя по всему, вам он это позволил, поскольку без вас не обходятся последние громкие премьеры этого режиссера. Расскажите, какой он, как относится к актерам? В связи с его повышенной требовательностью, какие между вами возникали сложности?

— Сложности заключались только лишь во мне, моем порой нерадении.

— Неужели приходили на репетиции с невыученным текстом?

— Да, это так, ни больше ни меньше. Богомолов — сложный человек, он авторитарен. Но при всем том он — очень тонко чувствующий человек. Он отзывчивый, все прекрасно понимает, видит людей насквозь, он — тонкий психолог, умеет себя преподнести, знает, как это делается. Это то, что касается его человеческих качеств. Раскрывается ли он? Нет, не раскрывается, наверное, это ему и не нужно. Про то, насколько ярок он как режиссер, насколько ни на кого не похож, я уже сказал.

— Принимали ли вы участие в его спектаклях в МХТ, когда их пытались сорвать так называемые православные активисты?

— Конечно, принимал. Я не стоял на сцене, когда туда из зала ворвались пышущие агрессией люди, которые что-то выкрикивали, но видел, что произошло. Играли мы «Идеального мужа». Охрана быстро вмешалась и выдворила их из театра. Когда дальнейшие попытки прорваться в зал оказывались неудачными, пресекались на корню, эти люди стали приносить к театральному подъезду свиные головы. Наверное, им казалось правильным так выражать свои убеждения. Это поведение нельзя даже назвать какой-то откровенной травлей режиссера. Это были попросту полухулиганские выходки со стороны малообразованных, каких-то «олдскульных» в плане восприятия современного театра людей. Можно сколь угодно громко «лаять» из подворотни, как угодно «самовыражаться», провоцируя абсолютно никому не нужные скандалы. Люди или сообщества, которые позволяют себе подобные выходки, не заслужили того, чтобы мы обсуждали их поведение или вникали в мотивы. Что о них говорить? Бог им судья. Они, радеющие за нравственные ценности, почему-то не подумали о тех зрителях, которые заплатили деньги за билеты и пришли посмотреть спектакль. Я уж не говорю о нас, занятых в спектакле актерах, нам это тоже страшно мешало работать. Ну, не нравится тебе постановка, потихонечку выйди из театра в антракте и пойди домой пить чай. А устраивать подобные демарши, мягко говоря, негоже. Но караван идет, а победителей не судят.

В театре после подобных инцидентов усилили охрану. Верность православным традициям заключается совсем не в таком поведении. Если уж ты ищешь Бога или воцерковлен, то будь любезен смиряться. Я считаю, что чувство меры должно присутствовать во всем. Коль скоро ты пришел в храм, ни о какой гордыни речи идти не может по определению, а только о любви и смирении. А если людей так захлестывает происходящее на сцене, пусть пообщаются со своими духовниками, священниками. Недаром же верующие просят: «Господи, наставь меня на путь истинный».

— Классическое воплощение пьесы Леонида Зорина «Покровские ворота» в свое время предложил Михаил Козаков. Снятый им фильм по сей день не сходит с телеэкранов и очень любим зрителями. Когда вы репетировали Хоботова в спектакле Богомолова «Дядя Лева», вам сильно мешало впечатление о том, как эту роль сыграл Анатолий Равикович?

— Я слышал, что Равикович очень не любил своего Хоботова. А я своего люблю. Покойный Леонид Генрихович Зорин написал пьесу в жанре романтической комедии, и покойный Михаил Михайлович Козаков поставил ее в кино со своим отношением к происходящему. А ныне здравствующий Константин Юрьевич Богомолов разбирал пьесу совершенно иначе, и слава богу, потому что пьеса очень нежная и тонкая. Пятидесятые годы, послевоенная Москва полна людей, возвратившихся с фронта. Мы так придумали, что Хоботов не воевал, был оставлен в тылу по брони и там работал на Победу. Наверное, тяга немолодых мужчин к прекрасному женскому полу, который значительно моложе их, и по тем временам, и по нынешним выглядит, мягко говоря, нелепо. Но чувство любви такое безмерное! Константин Юрьевич говорит здесь не о низменном, не об игре мужских гормонов или желании всеми средствами продлить уходящую молодость, а о желании жить, продлевать полноценное существование. Когда мужчины старшего возраста начинают волочиться за девочками, это вызывает грустную улыбку, но со стороны смотрится смешно и нелепо. Вот такая история.

Сцена из спектакля Театра на Бронной «Дядя Лева (Покровские ворота)» по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Премьера в 2021 году. Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной

— Поклонникам «Покровских ворот» запомнилась Маргарита Павловна в блистательном исполнении Инны Ульяновой. В «Дяде Леве» вашими партнершами стали Александра Ребенок и Лариса Богословская. Они играют героиню так же ярко, как Ульянова?

— Дело именно в яркости. Ульянова, царствие небесное, была человеком эксцентричным не только в своих экранных проявлениях, но и в жизни. В «Дяде Леве» не ставилась задача создавать на сцене острую форму. Константин Юрьевич нашел более тонкое оправдание Маргарите Павловне, остановившей свой выбор на более сильном, чем Хоботов, мужчине. И речь снова не идет, простите за откровенность, о самце, а о его делах, мужских качествах, которые позволяют женщине чувствовать себя защищенной. Мне, конечно, ближе актерские проявления Ребенок и Богословской. Хотя можно было бы сыграть и так, как Ульянова, и это бы понравилось зрителям. Но у нас получилось рассказать историю тоньше, и тоньше выстроить отношения между героями.

Ирина Мирошниченко и Александр Семчев в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Режиссер Константин Богомолов. МХТ им. А.П. Чехова, премьера в 2015 году. Фото: Persona Stars

— Есть ли какая-то обратная связь от зрителей, которые все равно будут сравнивать спектакль и популярный фильм?

— Безусловно, в Театр на Бронной приходят зрители, видевшие картину и имеющие о пьесе сложившееся мнение. Разумеется, они сравнивают «Покровские ворота» с нашей коротенькой, полуторачасовой законченной историей. Но сравнивать киноленту и спектакль — дело неблагодарное и бессмысленное. В картине можно найти иронию, эксцентрику. В спектакле она тоже есть, но там ирония фонтанирует, что называется, бьет в лоб, а в постановке Константина Юрьевича она доносится до зрителей тонко. После «Дяди Левы» хочется посидеть и подумать о жизни, поразмышлять над какими-то судьбоносными вещами.

— В спектакле «Бэтмен против Брежнева» Ольга Лапшина играет мужскую роль, а вы — женскую. Чем она вас привлекла? Что потребовалось в себе разбудить, чтобы сыграть женщину?

— Образ родился после звонка режиссера Саши Денисовой. Мы встретились на той же веранде. Она сказала: есть такое предложение. Тогда театр базировался во Дворце культуры на Яузе, поскольку в здании на Бронной шел капитальный ремонт. Я сразу откликнулся: «Принимаю ваше предложение, мне любопытно». Ведь когда мужчина играет женщину, перед ним не стоит задача физиологического перевоплощения, важнее всего создать характер, который будет цеплять зрителей. Все остальное: накладной бюст, подведенные глазки, женский паричок — это вещи, что называется, по первому плану. Если начнешь кривляться, получится пошлость. Во всем нужна мера, вкус, вот в чем дело, а это воспитывается.

Олю Лапшину я знаю давно, в свое время вместе участвовали в телепроекте Первого канала. Она и по-человечески очень славная, и замечательная партнерша, чуткая, тонкая.

В Художественном театре мне уже доводилось играть женщину в набоковской пьесе «Событие», которую ставил Константин Юрьевич Богомолов. Так что мне это делать было не впервой. Я согласился и ездил на Яузу репетировать. Спектакль доводил до ума Константин Юрьевич. В результате получилась трогательная, ностальгическая история.

— Насколько я знаю, ваша мама была врачом. Как она вас воспитывала? Что повлияло на выбор профессии?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне» Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историй
Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент

Как рекламные объявления нарушают политику соцсетей

Forbes

Людмила Касаткина в воспоминаниях своих друзей и коллег

Караван историй
«Рынок будет трансформироваться»: Катя Мухина о глянце, моде и своем новом проекте «Рынок будет трансформироваться»: Катя Мухина о глянце, моде и своем новом проекте

Катя Мухина — о том, почему в России сложно делать печатные журналы

Forbes
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Искусство в интерьере: как не превратить квартиру в музей Искусство в интерьере: как не превратить квартиру в музей

Как интегрировать графику, граффити и абстракцию в интерьер

РБК
Что же будет дальше? Что же будет дальше?

Сказки заканчиваются свадьбой, в жизни же после нее начинается самое интересное

Cosmopolitan
Выкидыш перенесла не только Меган Маркл: королевские женщины, пережившие личную драму Выкидыш перенесла не только Меган Маркл: королевские женщины, пережившие личную драму

Представительницы британской королевской семьи рассказали о потере ребенка

VOICE
Режиссер Александр Прошкин. Счастливый случай Режиссер Александр Прошкин. Счастливый случай

Режиссер Александр Прошкин — о творческом пути и о работе над своими фильмами

Коллекция. Караван историй
Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог

Что именно сообщает другим пользователям ваша фотография в соцсетях?

Psychologies
Индия Индия

Есть ли у Индии постоянные союзники — или только постоянные интересы?

Правила жизни
Кофемания охватила крупнейшего ретейл Кофемания охватила крупнейшего ретейл

Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе

Эксперт
Рыба в молоке тигра: особенности перуанской кухни Рыба в молоке тигра: особенности перуанской кухни

Как быстро приготовить сытное блюдо из картофеля и откуда в Перу молоко тигра?

СНОБ
Люся Чеботина Люся Чеботина

Блиц-интервью с Люсей Чеботиной

ЖАРА Magazine
Нейросеть за несколько часов ускорила алгоритм, над которым математики работали столетиями Нейросеть за несколько часов ускорила алгоритм, над которым математики работали столетиями

ИИ может найти более быстрые алгоритмы для решения задачи умножения матриц

ТехИнсайдер
Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов

Пауки помогают справиться с психическими сложностями: личная история

ТехИнсайдер
Русские гены сахарной свеклы Русские гены сахарной свеклы

Без научного подхода завоевать рынок сахарной свеклы невозможно

Наука
Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов

Хочешь, чтобы ногти росли быстрее и выглядели здоровыми?

VOICE
Нечисть, дуэли и будни кино: о чем снимают новые российские сериалы Нечисть, дуэли и будни кино: о чем снимают новые российские сериалы

Почему герои новых российских сериалов больше не хотят ждать ни секунды

РБК
Менопауза Менопауза

Один из главных непредсказуемых периодов в жизни женщины – наступление менопаузы

Здоровье
Как прогрессирует деменция: 4 стадии Как прогрессирует деменция: 4 стадии

Как проявляются разные стадии деменции и как выявить ее приближение

Psychologies
Откуда взялся свитер Данилы Багрова: история культовой одежды из фильма Откуда взялся свитер Данилы Багрова: история культовой одежды из фильма

Кинокостюм Данилы Багрова, как оказалось, был создан практически случайно

VOICE
На свою голову: правда и мифы о пересадке волос На свою голову: правда и мифы о пересадке волос

Самая достоверная информация о трансплантации волос

Правила жизни
Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам

Российские генетики исследовали ДНК 130 онежских поморов мужского пола

N+1
Как отключить экономию трафика в смартфоне: несколько простых способов Как отключить экономию трафика в смартфоне: несколько простых способов

Как отключить режим экономии трафика в Android или включить его, когда нужно?

CHIP
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Старуха с бородавкой на щеке каркнула неприятное слово: "перепечь"

VOICE
Один день в городе Один день в городе

Отправляемся в Ялту в поисках счастья

Лиза
Пелевин, Перес-Реверте и Фаулз. 5 книг с неожиданным финалом Пелевин, Перес-Реверте и Фаулз. 5 книг с неожиданным финалом

Романы с закрученными сюжетами, объемными персонажами и неожиданными финалами

СНОБ
Третий автобусный Третий автобусный

Алексей Бакулин — о перестройке бизнеса в транспортном машиностроении

Эксперт
Удаляем программу с удаленного компьютера несколькими способами Удаляем программу с удаленного компьютера несколькими способами

Как удалить программу с удаленного компьютера?

CHIP
Открыть в приложении