Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историйРепортаж

Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей. Наступают времена, когда степень нетерпимости достигает апогея. Хорошо, когда есть островки, к которым люди могут причалить, где по-прежнему существуют искренность, добро, чувство юмора, прежде всего по отношению к себе.

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Сергей Аутраш

Юрий Николаевич, вы с четырех лет мечтали стать артистом, и вы им стали, причем звездой. Правда дорога была непростой, вы реально прорывались через тернии к звездам. Мне кажется, вы идеальный собеседник, чтобы поговорить об актерской природе. Кто такие актеры? Кто эти странные люди?

— Этот миф о странности артистов создают иногда сами артисты... А космонавты — странные люди? А врачи? Я просто рассуждаю. Вот человек сидит с тобой за столом, вы вместе выпиваете, дружите. На следующий день он идет и такого же, как ты, пополам разрезает и спасает. А потом вечером рядом с тобой режет курицу другим ножом и ест ее. И ты думаешь: «Навыки эти он там приобрел или, наоборот, здесь, а потом там применяет?» Если бы артисты были очень странными, вряд ли их любило бы такое количество народа. Процент странности в артистах не так велик. Странность в другом — это люди, которые очень точно отражают время, важные перемены в обществе. С актерами происходит самоидентификация огромного количества людей. Зрители говорят: «У меня так же было» или «Я такую же знаю».

Странных артистов можно по пальцам пересчитать. Например, великий Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он производил впечатление инопланетянина, но при этом был очень любимым, потому что все равно какой-то тип человеческий запечатлел. Очень странный человек не мог бы сыграть Гамлета, потому что Гамлет — это всегда отклик времени. Гамлет бросает вызов чему-то устоявшемуся, несправедливому, с чем другие люди мирятся, а он не будет.

С актером Евгением Соляковым в спектакле «Телевизионные помехи». В этой постановке состоялся дебют Юрия Стоянова на сцене Большого драматического театра, 1978 год. Фото: Борис Стукалов/Предоставлено Творческо-исследовательской частью БДТ им. Г. А. Товстоногова

Конечно, в этой профессии есть вызовы. В ней заложено гипертрофированное желание славы. Она требует успеха, узнаваемости. Но не для тщеславия. Это все придает актеру профессиональный вес.

Как-то Костя Райкин спросил Олега Павловича Табакова:

— Как вам удается так уверенно, так легко, с таким наслаждением существовать на сцене?

— Старик, просто нужно один раз поиметь успех.

Дословный текст. Поиметь успех — это очень серьезно. Поэтому даже в основе вот этой жажды славы лежит профессиональная потребность крепко встать на ноги в профессии и выходить на сцену не для того, чтобы сдавать экзамены, а чтобы получить удовольствие от собственного труда, удивить самого себя. Гениальная пушкинская фраза: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» — квинтэссенция любой творческой профессии, когда человек испытал эту редкую минуту наслаждения от того, что у него получилось.

— В одном вашем интервью меня поразило признание, что вы до сих пор ощущаете себя неудачником. Это из-за того, что были годы глобального актерского неуспеха?

— Я бы сказал иначе. Это из-за позднего успеха. Я такой актер, которому надо было набрать... Для того чтобы стать комедийным актером, надо набрать много беды в жизни... Вот Чаплин. К нему успех пришел ближе к сорока, как и ко мне. Столько горя и кошмара было у Чаплина, Шаляпина и многих великих артистов. Я к ним себя не причисляю, просто вижу сходство биографий. Не зря Чаплин говорил: «Жизнь, как правило, прежде чем дать человеку крылья, ломает ему ноги».

— У вас было так же?

— В 1978 году я оканчивал институт как очень успешный и самоуверенный студент. Такой, в полном порядке. Это видно на моих молодых фотографиях. И мою первую роль в лучшем театре страны — в БДТ — можно назвать неудачей. Я начал с падения. Это была венгерская пьеса «Телевизионные помехи». Объективно провала не было, иначе бы меня просто сняли с роли. Но не было и успеха. А ведь меня брали с такими авансами в этот театр, что казалось — все дороги открыты. Молодой, смазливый, хорошо сложенный, если бы был успех, любой бы режиссер заметил, пошли бы дальше роли. А дальше — тишина, как в Гамлете. Начало, и первая подножка...

Хотя, пожалуй, не первая. Когда я показывался в БДТ, Георгий Александрович Товстоногов вдруг очень громко, прервав мой отрывок, сказал: «Это второй Паша!» Я думаю: «Какой Паша? Что за Паша? Меня Юра зовут». Я потом спросил у ребят, а они говорят: «Ну какой? Луспекаев. У нас в театре только один Паша. Паша может быть только один». И они были правы, второго Паши быть не может. Есть какой-никакой, а Юра Стоянов, но он не второй Паша, это тупиковый путь...

Главное, обо что я споткнулся, было ожидание. Да и чем я мог подтвердить, что я — второй Паша Луспекаев? Первая Пашина роль была в спектакле «Варвары» Горького. Он играл страсть, любовь невероятную. А я в первой своей роли играл мальчика, бегал по сцене и кричал: «Папочка, мамочка!» Это что, второй Паша? Да я и не мог быть им никогда. Потому что какой-никакой, а я Юра. Но имя Луспекаева надо мной довлело...

С Виктором Сухоруковым сразу после приглашения в БДТ, 1978 год. Фото: из архива Ю. Стоянова

Вы знаете, меня любили в театре, я много работал, но это не то, на что рассчитывали я и мои педагоги. Это все не пропорционально надеждам. Обманутые ожидания, и мои, и тех, кто в меня верил. Десять лет стагнации, второстепенных ролей, отсутствия съемок в кино и всяческих прорывов. В основе всего этого лежал зажим. Я был несвободен на сцене. Я из наполненной любовью, хулиганством, верой в тебя студенческой лаборатории попал на завод, где нужно сразу выдавать, где люди заточены на результат. Я так не мог. Но я хочу, чтобы вы поняли, это была не серия провалов, а отсутствие успеха. Хотя люди, которые меня любят, говорят: «Виноват не ты, а те, кто неправильно тобой распорядился. Ты же товар, по большому счету».

— А как вам ощущение того, что ты товар, который должен понравиться?

— Вот это и есть мой главный внутренний конфликт — я очень не терплю несвободы и тяжело переживаю насилие над собой. Не люблю нравиться тем людям, которые не нравятся мне. Не люблю по необходимости дружить и просить. А дикая зависимость — часть актерской профессии. Чудовищная зависимость взрослого свободного человека от людей, которые часто бездарны. И это приводит к жутким трагедиям, непониманию, невозможности реализовать себя.

Программа «Городок» и была придумана, чтобы избавиться от всей это тотальной зависимости и стать абсолютно свободным в выборе. Мы с Илюшей Олейниковым выбрали друг друга. Мы сами выбирали материал, сами выбирали того, кто нас будет снимать как оператор, и то, как мы это будем играть, потому что сами были режиссерами. Как только спала эта тотальная зависимость, буквально в течение года произошел абсолютный прорыв и в профессии, и в популярности, и в деньгах. Но мы, конечно, совпали с тем временем. Это важно. Потому что артист — эмоциональный барометр времени.

Фото: Сергей Аутраш

— Почему времена все тяжелее и тяжелее, хаотичнее и хаотичнее, а вы становитесь все более и более любимым? Значит, вы все больше и больше совпадаете с этим временем?

— Я не совпадаю, просто стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей. Наступают времена, когда степень нетерпимости достигает апогея. Хорошо, когда есть островки, к которым люди могут причалить, где по-прежнему существуют искренность, добро, чувство юмора, прежде всего по отношению к себе, и умение подхватить что-то важное в людях и им же показать. Вероятно, в такие трудные минуты это ценится.

А еще шутка в том, что я душевно не старею. Мне так кажется. Я очень много общаюсь и работаю с молодыми ребятами. Им интересно со мной, это у них называется — быть в повестке. Я не стараюсь подыграть, соответствовать каким-то трендам. Не собираюсь, как Есенин говорил, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Не лезу в любое ток-шоу, абы позвали. Хожу только к людям, которых люблю и которые любят меня... Я сейчас говорю не о коллегах, с коллегами все непросто. Для меня коллеги делятся по очень простому принципу: на тех, кто искренне умеет радоваться чужому успеху, и на тех, у которых «Я» — главная буква в алфавите.

С Владиславом Стржельчиком в спектакле Большого драматического театра «Амадеус», 1982 год. Фото: Борис Стукалов/Предоставлено Творческо-исследовательской частью БДТ им. Г. А. Товстоногова

— Мне кажется, вас коллеги любят.

— Ну как сказать. Тут есть нюанс. Я в кадре и не в кадре — это не всегда один и тот же человек. На площадке я могу быть очень жестким. Думаю, у меня в профессиональной среде репутация непростая...

Как-то одна профессионалка на эту тему сказала:

— Я вас не люблю, и не только я.

Ответил я очень просто:

— Знаете, а меня не любят только ленивые и бездарные.

И на этом наш с ней диалог закончился.

Когда я на съемках ору, по форме бываю очень резким. Использую очень жесткую лексику. Я же все-таки из русской народной передачи. Если вижу прогноз 34 градуса жары, заявляю: «Небольших денег стоят переносные кондиционеры, подумайте, пожалуйста, об актерах, которым неделю сниматься во время ковида в этой квартире, переполненной людьми». — «А то что?» — спрашивают меня. «А то ничего. Уйду».

— Уходили когда-нибудь?

— Один раз в жизни. На фильме «Zолушка», продюсером которой был Саша Цекало, мой друг. Я пришел на площадку в один из дней, и мне говорят: «Юрий Николаевич, извините, у вас вагончика не будет, но зато есть хорошая комната в павильоне». И повели меня туда. Это был склад, а рядом — подсобка арендаторов, где пыль, грязь по колено и стояли какие-то бутылки в ящиках и грязный диван. Я говорю: «Эта комнатка?» — «Да-да». — «Спасибо». Я ничего не сказал, просто повернулся и уехал домой. Через час вагончик был. За мной приехала машина, отвезла обратно. Все. А их иначе не воспитать. Вот это апогей моих понтов. Ну слушайте, есть такое понятие, как актерский райдер. Он очень простой. У артиста должен быть вагончик. А там туалет и кондиционер. Которые работают! И жуткий выпендреж — свежая простыня, наволочка, полотенце, потому что в этом вагоне до тебя уже спали 3 тысячи артистов. В период ковида я просил, чтобы вагон хотя бы раз в несколько дней обрабатывали санитайзерами или просто делали влажную уборку. А в последнее время я уже достиг дикой наглости — стал требовать, чтобы кроме бутылки воды еще стояла бутылка «Боржоми». А еще прошу, чтобы у меня лежала пара яблок. В общем, сплошной выпендреж. Кстати, я даже написал райдер в стихах, очень смешной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Слез достоин каждый. О кинофестивальном хите «Исповедь» Слез достоин каждый. О кинофестивальном хите «Исповедь»

Как фильм «Исповедь» разрушает идею о коллективной ответственности

СНОБ
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить

Почему некоторые союзы обречены и чем может быть полезен болезненный разрыв

Psychologies
Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историй
Андрей Рыженков: «Они сделали себе имя и не видят смысла делиться с работодателем» Андрей Рыженков: «Они сделали себе имя и не видят смысла делиться с работодателем»

Люди и бизнес быстро отреагировали на сдвиги в экономике

РБК
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
«Все мои болевые точки находятся в семье» «Все мои болевые точки находятся в семье»

Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ

Weekend
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Зрение село! Зрение село!

Чтобы сохранить ребенку зрение, заботиться о его глазах нужно как можно раньше

Лиза
Что делать, если тренируешься для похудения, но вместо этого только набираешь вес: эксперт делится секретами из практики Что делать, если тренируешься для похудения, но вместо этого только набираешь вес: эксперт делится секретами из практики

Почему девушки нередко жалуются, что из-за тренировок набирают вес?

VOICE
Ирина Апексимова. Живу как хочу Ирина Апексимова. Живу как хочу

Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историй
Как открыть банковский счет и получить карту в Казахстане Как открыть банковский счет и получить карту в Казахстане

Как открыть банковский счет в Казахстане

Forbes
Вера Васильева: Вера Васильева:

Что меня поддерживает? Может быть, это любовь к близким?

Караван историй
Любите хлеб? Любите и тостер мыть! Эффективный способ избавления от нагара и крошек Любите хлеб? Любите и тостер мыть! Эффективный способ избавления от нагара и крошек

Рассказываем, как правильно мыть тостер!

ТехИнсайдер
Мария Миронова: «Надо не бояться искать в жизни свой интерес. Но еще очень важно - если его находишь, не сворачивать» Мария Миронова: «Надо не бояться искать в жизни свой интерес. Но еще очень важно - если его находишь, не сворачивать»

А как я теперь? Как раньше ведь не будет...

Караван историй
Любители нектара Любители нектара

Каких животных больше всего на Земле? Насекомых!

Наука и жизнь
Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБК
Ученые нашли возможное объяснение феномену дежавю. Оно вас точно удивит! Ученые нашли возможное объяснение феномену дежавю. Оно вас точно удивит!

У ученых есть правдоподобная теория о том, почему возникает чувство дежавю

ТехИнсайдер
Легкой поступью Легкой поступью

Как решить проблему с болью в стопе и не допускать рецидивов?

Лиза
Пожарные отдыхают Пожарные отдыхают

Специалисты разрабатывают систему моделирования развития лесных пожаров

Наука
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Как выбор чашки для кофе может повлиять на вкус напитка Как выбор чашки для кофе может повлиять на вкус напитка

Тип кофейной чашки может повлиять на то, как вы воспринимаете вкус напитка!

ТехИнсайдер
Город движущихся толп Город движущихся толп

Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини

Weekend
«Выживает самый дружелюбный». Почему мы выбираем добродушных и избегаем агрессии «Выживает самый дружелюбный». Почему мы выбираем добродушных и избегаем агрессии

Глава из книги «Выживает самый дружелюбный» — о выгодной стратегии выживания

N+1
Монарх, художница, дизайнер: чем известна единственная в мире правящая королева Монарх, художница, дизайнер: чем известна единственная в мире правящая королева

Маргарет II — иллюстратор Толкина и датская королева

Forbes
Большие перемены, разбитые мечты и отречение короля: какие предсказания сделал Нострадамус на 2023 год Большие перемены, разбитые мечты и отречение короля: какие предсказания сделал Нострадамус на 2023 год

Ряд пророчеств Нострадамуса относят к 2023 году. Чего же нам ждать?

VOICE
Павел первый и единственный Павел первый и единственный

Империя Павла Дурова остается уникальной территорией хороших новостей

Men Today
Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов

Связана ли частота эпизодов депрессии от рациона?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении