Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историйРепортаж

Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Беседовала Марина Порк

Фото: Мосфильм-инфо/кадр из фильма «Семь нянек»

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи. Ей довелось работать с такими великими режиссерами, как Андрей Гончаров и Анатолий Эфрос. А также сниматься в кино у легендарного Ивана Пырьева. Мы помним и любим ее по фильмам «Семь нянек», «Свет далекой звезды» и другим. Но и в настоящем времени она не потерялась. Актриса занята в постановках Константина Богомолова. О себе и легендарных личностях Майорова-Земская рассказала в интервью «Коллекции Каравана историй».

— Вера Владимировна, знаю, что ваши родители были необычными людьми, расскажите о своих корнях.

— Я родилась, когда мама была еще школьницей, училась в десятом классе. Кстати, параллельно с ней ходила беременной ее одноклассница, будущая жена писателя Либединского. Конечно же, для средней школы советских времен это было ЧП. И наша директриса с говорящей фамилией Нина Исааковна Гроза чуть с ума не сошла. Наша, потому что я тоже при ней училась. Но отец, в тот момент слушатель Академии Жуковского, не собирался бросать маму: как только она родила, родители расписались. Больше всего моему появлению на свет радовался дедушка Борис Михайлович Земский, профессор, преподававший аэродинамику в Академии Жуковского. Он посодействовал тому, чтобы брак родителей зарегистрировали, сказал им: «Если б я знал, ребята, что родится такая симпатичная внучка, заказал бы ее раньше». Брат деда Андрей Михайлович Земский был женат на сестре Михаила Афанасьевича Булгакова Надежде Афанасьевне. Он был языковедом, автором нескольких учебников русского языка, по одному из них мы учились в школе. Братья очень дружили, общались с Михаилом Афанасьевичем, их переписка позже была опубликована в журнале «Вопросы литературы». В одном из писем есть такие слова: «Миша еще поймает свою синюю птицу». А бабушка окончила Высшие женские курсы и организовала детский сад «Золотая рыбка» в Старопименовском переулке.

«Эфрос задействовал в актерах их нервную структуру без сильных выразительных средств, хотя все буквально клокотало внутри. Так он прорабатывал глубину, неоднозначность роли». Режиссер Анатолий Эфрос во время репетиции в Театре на Малой Бронной, 1980 год. Фото: Александр Макаров/РИА Новости

Несмотря на то что мама родила меня в столь юном возрасте, она получила высшее музыкальное образование, окончила вокальное отделение Гнесинского института. У нее было чудесное меццо-сопрано, что оценили в Большом театре, куда ее сразу же пригласили. Она получила роль Ольги в «Евгении Онегине», репетировала ее с дирижером Большого театра Семеном Семеновичем Сахаровым, который влюбился в нее без памяти и не стал скрывать это от моего отца, позвонил ему и заявил: «Володя, ваша жена — моя жизнь, никакая другая женщина мне не нужна, я буду ее добиваться!» В результате мама к нему ушла, какое-то время я оставалась с папой и бабушкой. Когда родилась моя сестра, у нее обнаружился порок сердца, и маме пришлось оставить сцену и заниматься больным ребенком. В тот момент она забрала к себе меня. Отчим относился ко мне прекрасно, он вообще оказался замечательным, добрейшим человеком.

А его родной брат был художником. Однажды, еще до революции, он уехал в Новый Афон, стал схимником в монастыре. А позже отправился на выставку во Францию, куда взяли его картину. Шел по Парижу, увидел плачущую женщину, стал ее успокаивать. Так они подружились. Оказалось, Робин потеряла сына и мужа в автокатастрофе. Ее муж был придворным художником при английской королеве. Робин как-то раз пошла на прием и попросила монаршую особу выделить участок в ста километрах от Лондона под строительство православного монастыря. Он существует по сей день, стены расписал брат моего отчима, сейчас наставником обители является племянник Семена Семеновича, который окончил консерваторию. Замечательная женщина Робин приезжала в Москву, приходила в гости. Вот в какой атмосфере и среди каких людей я росла. Наш дом всегда был открытым. Мама дружила с Аллой Рустайкис, известной поэтессой, написавшей стихи к шлягеру «Снегопад, снегопад, если женщина просит...». В дом Аллы и ее мамы приходили не только мы, но и Лиля Брик, а еще раньше сам Маяковский. В общем, творческая среда сыграла свою роль в том, что я стала актрисой.

— Это родители посоветовали вам поступать в Щукинское училище?

— Они вообще не советовали идти на актерский факультет. Это не придумка, что творческие люди не хотят, чтобы их дети становились артистами. Актерская профессия только несведущим кажется легкой, на самом деле она очень зависимая. И поэтому родители-актеры стараются оградить от нее своих детей. А я безумно люблю театр, но никогда не умела там за себя постоять. Моя подруга говорит: «У тебя очень хороший характер». Но для театра он не годится, в нем и заключается вся проблема.

Правда, об актерской профессии я мечтала с детства, все время кого-то показывала. Подруга вспоминает: «Идем маленькие, и ты хвастаешься «Тебя никто не знает, а меня знают все, вот смотри». И начинаешь здороваться с каждым встречным, естественно, тебе в ответ тоже произносят: «Здравствуйте».

В Щукинское училище я поступила легко. Выучила рассказ про лебедей из «Вечерней Москвы», басню, стихотворение Пушкина «Деревня» из школьной программы. Прослушивания вели Вера Константиновна Львова и ее муж Леонид Моисеевич Шихматов. После первого тура она посоветовала: «Девочка, выучи монолог Наташи Ростовой про первый поцелуй: «Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки. — Поцелуйте куклу, — сказала она», отрывок из «Руслана и Людмилы» и приходи на второй тур». После каждого тура вывешивали списки, я каждый раз находила там свою фамилию. В итоге моими однокурсниками стали Люда Максакова, Саша Белявский, Зиновий Высоковский, Иван Бортник, Саша Збруев, Веня Смехов, Ира Бунина. Такой вот подобрался мощный курс.

«В жизни Андрей Гончаров разговаривал нормально, был красивым, спокойным, вальяжным. Но когда репетировал, взвинчивал себя». Главный режиссер Театра имени Маяковского Андрей Гончаров, 1982 год. Фото: Николай Малышев/ТАСС

— Кто на курсе выделялся?

— Вы знаете, все, у нас был очень сплоченный курс. Не было такого, что кто-то с кем-то конфликтовал. Мне более других была близка Люда Максакова. Наши родители работали в Большом театре, нередко мы вместе отдыхали. А преподавали нам Этуш, Шлезингер, Катин-Ярцев. Я в основном готовила свои отрывки с Владимиром Абрамовичем Этушем. Он был педагогом строгим, все его боялись. Но по моим ощущениям ко мне относился хорошо. В юности все воспринималось как-то празднично.

На третьем курсе Леня Каневский и Игорь Охлупин сделали отрывок из О. Генри «Без вымысла» и позвали меня на роль девушки, которая накануне собственной свадьбы приехала в Нью-Йорк, чтобы разыскать свою первую любовь. С этим отрывком они показывались в Театр Маяковского Николаю Павловичу Охлопкову. Видно, я произвела впечатление, Охлопков брал меня на роль Офелии, а Гамлета играл тогда Михаил Козаков. Это было очень лестное предложение.

У нас на курсе учился Константин Желдин, известный по роли белогвардейца-садиста из «Адъютанта его превосходительства», позже Костя служил в Театре на Таганке у Юрия Любимова. Он услышал, куда меня зовут, и стал отговаривать: «Какой Охлопков? Надо идти к Гончарову, это молодой современный режиссер, настоящий бунтарь». Андрей Александрович возглавил тогда Театр на Малой Бронной, который переехал в здание в центре. С Костей мы подготовили чеховский отрывок «Пропащее дело». Там по сюжету молодой бедный литератор объясняется в любви невесте с богатым приданым. Он перечисляет все, чего не сможет ей дать, а она на все отвечает: «Да не в этом дело, не нужны мне ваши подарки, ничего не надо». Я была спокойна, знала, что иду к Охлопкову, а Костя страшно нервничал. На карту было поставлено все!

Гончаров прошел по залу, где мы сидели в ожидании, увидел меня, спросил:

— Как зовут?

— Вера.

— Легко будет запомнить.

В труппе служила его жена Вера Николаевна Жуковская. Я тогда надела на шею красивые бусы из черного камня с белыми прожилками. Играем, и вдруг замечаю: Костя смотрит на меня, вытаращив глаза. Обнимая, он сжал меня так, что бусы рассыпались и покатились по сцене. Я это тоже заметила, махнула рукой и произнесла: «Да и Бог с ними!» А потом начала его целовать. Думаю, именно это произвело впечатление на Гончарова, и он взял нас обоих в труппу.

Первые наши роли мы сыграли в спектакле «Свадьба брачного афериста». Нашим партнером стал Леонид Броневой. А позже Гончаров поставил «Визит дамы» по Дюрренматту, где в главных ролях блистали Лидия Сухаревская и Борис Тенин. А мы с Людмилой Хмельницкой играли двух проституток. Она высокая, я маленькая, Андрей Александрович выстроил для нас очень выигрышную мизансцену: открывались ворота и мы выходили в красивых коротких платьицах и шляпках. По залу неизменно пробегал одобрительный вздох.

Финал спектакля был необычным. По сюжету дама мстила любимому за то, что тот ее бросил, требовала, чтобы народ вынес ему смертный приговор. У каждого артиста была в руках палка с белой маской. Когда дама спрашивала: «Вы согласны?», мы дергали за веревочки, и маски открывали рты. Так Гончаров давал понять, что народ безлик и ничего не решает, что было новаторским ходом.

«Ольге Яковлевой повезло как актрисе, у нее был свой режиссер. И спектакли Анатолия Васильевича были прекрасными, и она в них была прекрасна. Эфрос ее создал, она выражала его мысли». Ольга Яковлева в спектакле «Женитьба», Московский драматический театр на Малой Бронной, 1979 год. Фото: Александр Макаров/РИА Новости

— Актеры, работавшие с Андреем Александровичем Гончаровым, вспоминают его как человека эмоционального, который мог кричать на репетициях так, что стены дрожали...

— Да, Гончаров был крайне экспансивным. Не мог сказать спокойно: «Выйдите». Он это выкрикивал, подкрепляя требование жестом рукой. В жизни разговаривал нормально, был красивым, спокойным, вальяжным, обладал замечательным чувством юмора. Но когда репетировал, взвинчивал себя, бешеная энергия захлестывала его так, что все вокруг грохотало.

Помню, идет репетиция, Гончаров с раздражением спрашивает актера, стоящего на сцене:

— Что вы тут делаете?

— Андрей Александрович, я думаю, что я ее люблю.

— А где ваши выразительные средства?! — кипятится Гончаров.

Я потом взяла эту фразу на вооружение, постоянно говорила мужу: «Ну и где твои выразительные средства?»

Я Гончарова не боялась. Ничего, что он кричит, по-всякому случается. Экспансивное поведение — его нормальное состояние. Так к этому и надо было относиться, ни в коем случае не принимать на свой счет. И вообще, обижаешься на режиссера — уходи из профессии! Андрей Александрович проработал недолго, его пригласили на должность главного режиссера Театра Маяковского. Костя Желдин ушел следом за ним. Как мне рассказывали, в Маяковке Гончаров оставался верен себе, мог немножечко унизить актера.

— Это мягко сказано! Виктор Павлов, к примеру, уволился, ушел в Малый театр, после того как услышал произнесенные на репетиции при всех оскорбительные слова в свой адрес. А сколько слез проливала Светлана Немоляева!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Пак Чхан Ук Пак Чхан Ук

Правила жизни режиссера Пак Чхан Ука

Правила жизни
Алена Яковлева: Алена Яковлева:

Алена Яковлева уже более тридцати пяти лет служит в Театре сатиры

Караван историй
6 мифов об ангине 6 мифов об ангине

Ангина опасна своими осложнениями – от заболевания почек до ревматизма

Лиза
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Игра в осьминога Игра в осьминога

Разбираемся в философской подоплеке секса с куклами и грибами

Правила жизни
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Как человечество закурило: международная история одной зависимости Как человечество закурило: международная история одной зависимости

Как же мы закурили — и когда?

Правила жизни
Душа аромата Душа аромата

Парфюмер Иван Якимов – о фантазийных мирах и магии ароматов

Новый очаг
«Энфилдский полтергейст»: история самого задокументированного проявления паранормального «Энфилдский полтергейст»: история самого задокументированного проявления паранормального

Эта мистическая история началась в августе 1977 года в обычном районе Лондона

VOICE
Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Налог на новую географию Налог на новую географию

В какую сумму обойдется экспортерам углеродная нагрузка от «поворота на Восток»

РБК
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Мифично, но логично: 3 нон-фикшн новинки о мифологии Мифично, но логично: 3 нон-фикшн новинки о мифологии

Три увлекательные новинки о мифологии: никакой мистики

ТехИнсайдер
Великий круговорот Великий круговорот

Не всё потеряно с перерождением и бессмертием

Новый очаг
Вот что будет с вами из-за недосыпа! 5 страшных фактов Вот что будет с вами из-за недосыпа! 5 страшных фактов

С приходом осени многих людей начинается не только депрессия, но и бессонница

ТехИнсайдер
Вариантов осталось немного: как защитить сбережения в финансовом шторме Вариантов осталось немного: как защитить сбережения в финансовом шторме

Самым надежным способом защиты сбережений сейчас можно считать долговые бумаги

Forbes
Республика Корея Республика Корея

Интернет по паспорту, христианские секты и турбонационалисты-язычники

Правила жизни
Штраф, отработка, арест? Штраф, отработка, арест?

Как могут наказать за доход, с которого ты не платишь налоги

Лиза
Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе

Artik & Asti поделились впечатлениями от совместной работы и рассказали о планах

ЖАРА Magazine
Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить

Путешествовать очень полезно для здоровья!

Здоровье
Александр Семчев: Александр Семчев:

Александр Семчев поделился новостями о своей актерской карьере и жизни

Караван историй
«Не могу уснуть»: 5 способов убаюкать беспокойный мозг — попробуйте на себе «Не могу уснуть»: 5 способов убаюкать беспокойный мозг — попробуйте на себе

Случалось ли вам полночи проворочаться в безуспешных попытках уснуть?

Psychologies
Бог играет в эти игры. Что доказали лауреаты Нобелевской премии по физике 2022 года Бог играет в эти игры. Что доказали лауреаты Нобелевской премии по физике 2022 года

«Квантовая телепортация» стала все чаще появляться в заголовках

N+1

Что вообще такое ретро движение планет и что происходит с людьми в этот период

ТехИнсайдер
Один день в городе Один день в городе

Отправляемся в Ялту в поисках счастья

Лиза
Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог

Что именно сообщает другим пользователям ваша фотография в соцсетях?

Psychologies
Ученые будут охотиться на Ученые будут охотиться на

Темная материя остается неуловимой для прямого обнаружения

ТехИнсайдер
Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные

Почему окончание выходных всегда погружает нас в уныние и мрачные мысли

Psychologies
Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе. Она была фавориткой премии несколько лет Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе. Она была фавориткой премии несколько лет

За что в этом году вручили Нобелевскую премию по литературе Анни Эрно

СНОБ
Открыть в приложении