Каким получился «Герой наших снов» — фильм-анекдот о внезапной славе неудачника
14 марта в российский прокат вышел «Герой наших снов» — сюр-комедия о неудачливом профессоре, который однажды проснулся и понял, что знаменит. Фильм, спродюсированный Ари Астером, снял норвежец Кристофер Боргли, в роли счастливого лузера — Николас Кейдж. Кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает, почему «Герой» — одна из лучших картин от студии А24 за последние годы.
Стареющий лектор Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) работает в американском колледже на кафедре эволюционистики. В глазах студентов и двух дочек-тинейджеров он ворчун и зануда, в собственных — выдающийся биолог, который еще в аспирантуре задумал прорывную монографию об алгоритмах муравьиных колоний. Увы, за 30 лет академической жизни он так и не удосужился ее написать. Теперь ему остается лишь обвинять бывших сокурсников (ныне — крупных исследователей) в плагиате и требовать спецупоминания фамилии Мэттьюс в их работах.
И вдруг случается мистическая странность: этот вузовский недотепа необъяснимым образом становится героем чужих снов. Бывшие любовницы, хостес в ресторанах, случайные прохожие и зеваки у театра — все «видятся» с ним по ночам и узнают на улицах. Его приглашают на ток-шоу и в модные издательства, студенты просят селфи, дочери шлют отцовские фотки бойфрендам, а старый друг зовет его на свои закрытые богемные квартирники. Кроме того, у жены просыпаются старые эротические фантазии, где Мэттьюс предстает в безумных костюмах арт-рокера Дэвида Бирна из Talking Heads. Сбылась мечта идиота: герой прослыл самым интересным человеком в мире, не ударив палец о палец.
«Герой наших снов» основан на давней сетевой утке. В 2008 году итальянский маркетолог Андреа Нателла запустил веб-сайт Ever dream this man? и запостил там карандашный портрет некоего таинственного господина: якобы он навещал во снах случайных людей по всему миру. Тут же посыпались комментарии: пользователи ставили «+1», пересказывали свои сны и делились теориями этой онейрической загадки. Сюжет тут же завирусился, попал в телеэфир и на передовицы печатных медиа. Но потом выяснилось, что все это липа, часть PR-кампании и социологического ресерча, цель которого — проследить, как рождаются