От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад
В мировой прокат выходит «Гадкая сестра» (до российского лента доберется в начале июня). Это необычная вариация «Золушки», рассказанная с позиции ее отвергнутой родственницы и снятая в стиле боди-хоррора. Подобный смелый подход к экранизациям сказочных сюжетов не нов: Голливуд давно и успешно перекладывает их на современный, а порой и непредсказуемый лад. Так, «Красотка» — вариация «Золушки», а «Матрица» многое заимствует у «Алисы в Стране чудес», чего совсем не стесняется. В честь релиза «Гадкой сестры» кинокритик Елена Зархина рассказывает про самые оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе.
«Золушка»

Помимо «Красотки», перенесшей знакомый сюжет в Лос-Анджелес 1990-х, есть еще «История вечной любви» Энди Теннанта с Дрю Бэрримор и Анжеликой Хьюстон. Героиня Бэрримор Даниэлла — новая вариация Золушки, тяжело переживающей кончину отца и оставшейся на попечении у коварной мачехи. Правда, Даниэлла оказывается куда решительнее книжного прообраза: она сама инициирует встречу с принцем. Только ей он нужен не как спаситель — бойкая девушка способна постоять за себя. «История вечной любви» заимствует из «Золушки» ключевую фабулу, но переосмысливает контекст и смысл, наделяя повествование не мифическими элементами вроде волшебства и магии, а реальными историческими личностями (например, Даниэлле повстречается Леонардо да Винчи).

«Гадкая сестра», снятая и написанная дебютанткой Эмили Блихфельдт, до проката успела поколесить по фестивалям: от американского «Сандэнса» до немецкого Берлинале. И всюду собрала хорошую критику от журналистов и зрителей. Картина пересобирает безобидную детскую сказку в формате боди-хоррора. В новой трактовке мир Золушки не только пространство для неутомимой конкуренции сводных сестер и их окружения. Но фильм также наделяет этот их мир немыслимым коварством и жестокостью. Кто-то из западных критиков наделил проект точной характеристикой: «Это "Золушка", будто снятая Дэвидом Кроненбергом».
«Русалочка»

Кажется, что в последние годы наибольшие споры вызвала новая диснеевская «Русалочка» с темнокожей Холли Бейли. На самом деле у славноизвестной сказки Ханса Кристиана Андерсена есть и более радикальная вариация. В 2015 году вышел польский хоррор-мюзикл «Соблазн» Агнешки Смочиньски. По сюжету две сестры-русалки находят приют в варшавском кабаре. Там они становятся вокалистками поп-группы. Со временем одна из сестер влюбляется в басиста, но им не суждено быть вместе, ведь любовь для русалок опасна. По существующему поверью, если выбранный русалкой человек однажды предпочтет другую, его придется съесть.
«Соблазн», тоже успевший побывать и на «Сандэнсе», и на важнейшем жанровом фестивале «Фантазия», — неожиданный хоррор-мюзикл, в котором много неприкрытого абсурда и сказочной драмы. Смочиньски настаивает, что в образе русалок можно разглядеть современных эмигрантов, лишенных прав, защиты и воспринимаемых незваными чужаками.
«Красная Шапочка»
