О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – силаНаука

Расовая теория: цвет кожи и свет разума

Продолжение цикла «Теории неполноценности». Серия статей о трех больших идеях, очень сильно повлиявших не только на науку, но и на всю культуру развитых стран XIX—XX веков – о теории вырождения (дегенерации) (ЗС № 1/24), расовой теории («научном расизме») и евгенике.

Борис Жуков

Как и теория вырождения, расовая теория (или, как ее еще называют, «научный расизм») сформировалась в середине XIX века. Это, разумеется, не означает, что до того все признавали людей другой расы равными независимо от цвета кожи. Наоборот – неравенство рас до поры до времени казалось чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в обоснованиях и доказательствах. Любой человеческой общности, любой традиционной культуре свойственно считать людьми в полном смысле слова только членов своего сообщества, а всех остальных воспринимать как «не совсем людей» (недаром самоназвание многих народов буквально означает «настоящие люди» или даже просто «люди»). При этом если в охотничье-собирательских обществах понятие «своих» включало в себя членов своего племени, то, скажем, для древних греков мир уже делился на эллинов и варваров. Каковы бы ни были отношения между теми или иными греческими полисами, их граждане воспринимали друг друга как полноценных людей – в отличие от представителей иных народов. Во время становления национальных государств (особенно если оно происходило в войнах) это восприятие обострялось. «Говорят, что англичане вовсе даже не люди и у них под одеждой есть хвосты», – пишет французский придворный хронист на самом излете Столетней войны.

Но в более спокойные времена такое восприятие соседей (с которыми волей-неволей постоянно приходится иметь дело и вступать в какие-то отношения; которые выглядят так же, как и «наши», а часто говорят на более-менее понятном языке и исповедуют ту же веру) несколько притуплялось, умерялось, переходило в латентное состояние. При встрече же с невиданными ранее людьми совершенно необычного физического облика оно расцветало во всей красе. После открытия Нового Света испанские клирики всерьез обсуждали, являются ли его аборигены людьми и можно ли их крестить – или это будет таким же кощунством, как крещение обезьяны? Ведь об этих существах ничего не сказано ни в Писании, ни в трудах античных авторов, и неизвестно, есть ли у них вообще душа. (Если кто-то думает, что такими вопросами могут задаваться только зарассуждавшиеся схоласты-теологи – пусть вспомнит эпизод из «Дерсу Узала», где пожилой старообрядец говорит о Дерсу – «у него и души-то нет, а пар» – хотя дружит с ним много лет и относится к нему с явной симпатией.) Применительно к неграм такое отношение к ним дополнительно поддерживалось их массовым использованием в качестве рабов, так как позволяло не задаваться вопросом, как может просвещенный человек держать людей в рабстве и использовать их как рабочий скот. Ведь чернокожие – не совсем люди, так что…

Чернокожие рабы

Этот стихийный «расизм по умолчанию» не миновал и сочинения авторов, пытавшихся как-то осмыслить биологическое разнообразие человечества. Уже в трудах античных философов и медиков (Гиппократа, Посидония, Витрувия и других) можно найти утверждения о «трусости» или «робости» чернокожих (в противоположность отважным и хладнокровным белым людям) и попытки объяснить эти свойства влиянием более жаркого климата.

Европейцы

Сходные положения можно найти и у философов раннего Нового времени, обращавшихся к расовой тематике, – включая таких крупных мыслителей, как Вольтер и Иммануил Кант. В их представлении расы непременно выстраиваются в некую иерархию, где высшую ступень занимают, конечно, европейцы, а низшую – как правило, африканцы. При этом все, что говорится о свойствах рас, – это чисто априорные утверждения, не подкрепленные никакими фактами, а часто откровенно субъективные. Впрочем, все то же самое можно сказать и о том, что писали о расах ученые того времени. От сочинений философов труды ученых (среди которых были такие звезды, как Роберт Бойль, Карл Линней, Жорж-Луи Бюффон, Иоганн Блюменбах) отличались разве что большим вниманием к классификации рас – и прежде всего к вопросу о том, сколько их всего, – и их отличительным признакам. В число последних включались не только морфологические черты, но и свойства характера, темперамент, общественный уклад и даже одеяния. Вот, например, как описывает Линней европейца («белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живет согласно обрядам») и африканца («черный, флегматик, небрежный; черные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живет согласно воле»).

Карл Линней

Заметим: хотя Линней не выстраивает выделенные им разновидности людей в какую-то иерархию, среди моральных характеристик, присущих по его мнению европейцам, нет ни одной отрицательной, а среди приписываемых африканцам – ни одной безусловно положительной. Т. е. идея неравноценности людей разных рас присутствует и у него – хотя выражена куда слабее, чем у большинства авторов XVII—XVIII столетий. Для ученых и философов этой эпохи неравенство людей разных рас столь же очевидно и само собой разумеется, как и для их непросвещенных современников. Тем более, что сами мыслители, как правило, имели крайне скудный личный опыт общения с людьми иных рас или не имели его вовсе.

Однако массовые постоянные контакты белых и черных на протяжении многих поколений, появление в «цивилизованном» обществе свободных (а затем и образованных) чернокожих граждан, межрасовые браки (пусть и неофициальные) и родившиеся в них дети постепенно подрывали этот наивный «расизм по умолчанию». Воспитанникам чернокожих нянек и слушателям дядюшек Римусов в зрелом возрасте было уже не так-то просто воспринимать негров как «не совсем людей».

Аборигены Австралии

На рубеже XIII—XIX веков этот сдвиг в восприятии получает конкретное политическое и юридическое выражение. Начиная с 1780 года (т. е. еще до окончания Войны за независимость), целый ряд американских штатов отменяет на своей территории рабство или начинает процесс его постепенной ликвидации. В 1794 году революционное правительство Франции запрещает рабство в стране и во всех ее заморских владениях. В 1807 году Великобритания запрещает работорговлю в своих колониях, а в 1833-м – и сам институт рабства. Конечно, все это еще далеко не означало реального равноправия, но на фоне этих перемен идея расового превосходства требовала нового, более рационального и артикулированного обоснования.

В США, где расовый вопрос обострился настолько, что на десятилетия стал предметом главного внутриполитического конфликта (вылившегося в итоге в гражданскую войну), попытка такого обоснования была предпринята еще в 1830-е – 1840-е годы Сэмюэлом Мортоном, врачом из Филадельфии. Доктор Мортон интересовался не только медициной и фармакологией, но и геологией, палеонтологией, египтологией, гибридизацией животных и растений. А самым глубоким его увлечением было собирание и исследование человеческих черепов. Коллекция, которую он собирал всю жизнь, насчитывала в итоге около тысячи образцов. У каждого из своих трофеев Мортон измерял ряд показателей, в том числе внутренний объем черепной коробки (для чего наполнял ее дробью или зернами, которые затем аккуратно переносил в мерный сосуд). На основании этих исследований в 1839 году он выпустил фундаментальный труд Crania Americana, в котором, в частности, сообщал, что белые люди превосходят другие расы по размеру мозга. Согласно измерениям Мортона, внутренний объем черепной коробки среднего белого американца составлял 87 кубических дюймов, среднего индейца – 82, а среднего негра – 78 (в более привычных нам единицах – соответственно 1426, 1344 и 1278 см3). Из чего Мортон не преминул сделать вывод: меньший мозг указывает на более низкий интеллект небелых рас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучшие люди Лучшие люди

В Осетии часто так бывает: сквозь современный быт проступает древняя традиция

Вокруг света
Без пчел Без пчел

Дроны уже готовятся заменить летающих созданий в садах и на плантациях

ТехИнсайдер
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Набросок города Набросок города

Владивосток: освоение пейзажа зоной

Weekend
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Женщины в деле Женщины в деле

Бизнес – дело мужчин? Как бы не так!

Лиза
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит 10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит

Малоизвестные, но крутые сериалы, вышедшие за последнее время

Maxim
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта

Что значит — мнительный характер? Почему он вреден для вашей жизни?

Psychologies
Американские горки: как эмигрантки строят карьеру в США Американские горки: как эмигрантки строят карьеру в США

С чем женщинам приходится иметь дело на пути к американской мечте

Forbes
Как восстановиться после травмы: книга о самопомощи для людей с ПТСР Как восстановиться после травмы: книга о самопомощи для людей с ПТСР

Почему после травмы часто возникают проблемы с контролем и безопасностью

Forbes
Что такое женская стерилизация и почему в России растет запрос на эту процедуру Что такое женская стерилизация и почему в России растет запрос на эту процедуру

Насколько эффективна женская стерилизация и угрожает ли она демографии

Forbes
20 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории) 20 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории)

Лучшие мультфильмы — от диснеевских нетленок до культовой классики

Правила жизни
Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию

Какие сферы жизни и развития ребенка сейчас стали слабым звеном?

Psychologies
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Океанская рыба, заплывшая в реку Океанская рыба, заплывшая в реку

Об истории замысла Словаря культуры XXI века

Знание – сила
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
Чтение выходного дня: фрагмент нового романа Яны Вагнер «Тоннель» Чтение выходного дня: фрагмент нового романа Яны Вагнер «Тоннель»

Отрывок из нового психологического триллера Яны Вагнер «Тоннель»

Правила жизни
Если вы хотите завести питомца: 8 вопросов, которые стоит задать себе Если вы хотите завести питомца: 8 вопросов, которые стоит задать себе

Если вы подумываете о том, чтобы купить или взять из приюта животное, не спешите

Psychologies
Угасание евро Угасание евро

Почему европейская валюта становится токсичной для мира

Деньги
Очень старые деньги Очень старые деньги

Какими были доходы и расходы древних римлян?

Men Today
Эра титанов Эра титанов

Эти проекты потрясали своим размахом и могли изменить мир, но канули в прошлое

Men Today
4 типа начальников и как ими управлять 4 типа начальников и как ими управлять

Какие существуют психотипы руководителей и как с ними взаимодействовать?

Maxim
Изобретения на любой вкус Изобретения на любой вкус

Как исследователи меняют агротех и фудтех с помощью искусственного интеллекта

РБК
Красавица сойка Красавица сойка

У нее рыжеватое оперение, черные крылья и хвост, а перья на плечах ярко-голубые

Знание – сила
Фантазировать и\или желать Фантазировать и\или желать

Как способность создавать в воображении миры может помешать жить в реальности

Psychologies
«Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины «Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины

Делимся главными моментами из непростого разговора о сексе и женщинах

Psychologies
Тропический калейдоскоп Тропический калейдоскоп

Куба — тропический рай с удивительными и необычными животными-экзотами

Наука и жизнь
Священная гора Священная гора

Kитайский автомобиль от автора Ferrari

Автопилот
Открыть в приложении