О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – силаНаука

Расовая теория: цвет кожи и свет разума

Продолжение цикла «Теории неполноценности». Серия статей о трех больших идеях, очень сильно повлиявших не только на науку, но и на всю культуру развитых стран XIX—XX веков – о теории вырождения (дегенерации) (ЗС № 1/24), расовой теории («научном расизме») и евгенике.

Борис Жуков

Как и теория вырождения, расовая теория (или, как ее еще называют, «научный расизм») сформировалась в середине XIX века. Это, разумеется, не означает, что до того все признавали людей другой расы равными независимо от цвета кожи. Наоборот – неравенство рас до поры до времени казалось чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в обоснованиях и доказательствах. Любой человеческой общности, любой традиционной культуре свойственно считать людьми в полном смысле слова только членов своего сообщества, а всех остальных воспринимать как «не совсем людей» (недаром самоназвание многих народов буквально означает «настоящие люди» или даже просто «люди»). При этом если в охотничье-собирательских обществах понятие «своих» включало в себя членов своего племени, то, скажем, для древних греков мир уже делился на эллинов и варваров. Каковы бы ни были отношения между теми или иными греческими полисами, их граждане воспринимали друг друга как полноценных людей – в отличие от представителей иных народов. Во время становления национальных государств (особенно если оно происходило в войнах) это восприятие обострялось. «Говорят, что англичане вовсе даже не люди и у них под одеждой есть хвосты», – пишет французский придворный хронист на самом излете Столетней войны.

Но в более спокойные времена такое восприятие соседей (с которыми волей-неволей постоянно приходится иметь дело и вступать в какие-то отношения; которые выглядят так же, как и «наши», а часто говорят на более-менее понятном языке и исповедуют ту же веру) несколько притуплялось, умерялось, переходило в латентное состояние. При встрече же с невиданными ранее людьми совершенно необычного физического облика оно расцветало во всей красе. После открытия Нового Света испанские клирики всерьез обсуждали, являются ли его аборигены людьми и можно ли их крестить – или это будет таким же кощунством, как крещение обезьяны? Ведь об этих существах ничего не сказано ни в Писании, ни в трудах античных авторов, и неизвестно, есть ли у них вообще душа. (Если кто-то думает, что такими вопросами могут задаваться только зарассуждавшиеся схоласты-теологи – пусть вспомнит эпизод из «Дерсу Узала», где пожилой старообрядец говорит о Дерсу – «у него и души-то нет, а пар» – хотя дружит с ним много лет и относится к нему с явной симпатией.) Применительно к неграм такое отношение к ним дополнительно поддерживалось их массовым использованием в качестве рабов, так как позволяло не задаваться вопросом, как может просвещенный человек держать людей в рабстве и использовать их как рабочий скот. Ведь чернокожие – не совсем люди, так что…

Чернокожие рабы

Этот стихийный «расизм по умолчанию» не миновал и сочинения авторов, пытавшихся как-то осмыслить биологическое разнообразие человечества. Уже в трудах античных философов и медиков (Гиппократа, Посидония, Витрувия и других) можно найти утверждения о «трусости» или «робости» чернокожих (в противоположность отважным и хладнокровным белым людям) и попытки объяснить эти свойства влиянием более жаркого климата.

Европейцы

Сходные положения можно найти и у философов раннего Нового времени, обращавшихся к расовой тематике, – включая таких крупных мыслителей, как Вольтер и Иммануил Кант. В их представлении расы непременно выстраиваются в некую иерархию, где высшую ступень занимают, конечно, европейцы, а низшую – как правило, африканцы. При этом все, что говорится о свойствах рас, – это чисто априорные утверждения, не подкрепленные никакими фактами, а часто откровенно субъективные. Впрочем, все то же самое можно сказать и о том, что писали о расах ученые того времени. От сочинений философов труды ученых (среди которых были такие звезды, как Роберт Бойль, Карл Линней, Жорж-Луи Бюффон, Иоганн Блюменбах) отличались разве что большим вниманием к классификации рас – и прежде всего к вопросу о том, сколько их всего, – и их отличительным признакам. В число последних включались не только морфологические черты, но и свойства характера, темперамент, общественный уклад и даже одеяния. Вот, например, как описывает Линней европейца («белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живет согласно обрядам») и африканца («черный, флегматик, небрежный; черные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живет согласно воле»).

Карл Линней

Заметим: хотя Линней не выстраивает выделенные им разновидности людей в какую-то иерархию, среди моральных характеристик, присущих по его мнению европейцам, нет ни одной отрицательной, а среди приписываемых африканцам – ни одной безусловно положительной. Т. е. идея неравноценности людей разных рас присутствует и у него – хотя выражена куда слабее, чем у большинства авторов XVII—XVIII столетий. Для ученых и философов этой эпохи неравенство людей разных рас столь же очевидно и само собой разумеется, как и для их непросвещенных современников. Тем более, что сами мыслители, как правило, имели крайне скудный личный опыт общения с людьми иных рас или не имели его вовсе.

Однако массовые постоянные контакты белых и черных на протяжении многих поколений, появление в «цивилизованном» обществе свободных (а затем и образованных) чернокожих граждан, межрасовые браки (пусть и неофициальные) и родившиеся в них дети постепенно подрывали этот наивный «расизм по умолчанию». Воспитанникам чернокожих нянек и слушателям дядюшек Римусов в зрелом возрасте было уже не так-то просто воспринимать негров как «не совсем людей».

Аборигены Австралии

На рубеже XIII—XIX веков этот сдвиг в восприятии получает конкретное политическое и юридическое выражение. Начиная с 1780 года (т. е. еще до окончания Войны за независимость), целый ряд американских штатов отменяет на своей территории рабство или начинает процесс его постепенной ликвидации. В 1794 году революционное правительство Франции запрещает рабство в стране и во всех ее заморских владениях. В 1807 году Великобритания запрещает работорговлю в своих колониях, а в 1833-м – и сам институт рабства. Конечно, все это еще далеко не означало реального равноправия, но на фоне этих перемен идея расового превосходства требовала нового, более рационального и артикулированного обоснования.

В США, где расовый вопрос обострился настолько, что на десятилетия стал предметом главного внутриполитического конфликта (вылившегося в итоге в гражданскую войну), попытка такого обоснования была предпринята еще в 1830-е – 1840-е годы Сэмюэлом Мортоном, врачом из Филадельфии. Доктор Мортон интересовался не только медициной и фармакологией, но и геологией, палеонтологией, египтологией, гибридизацией животных и растений. А самым глубоким его увлечением было собирание и исследование человеческих черепов. Коллекция, которую он собирал всю жизнь, насчитывала в итоге около тысячи образцов. У каждого из своих трофеев Мортон измерял ряд показателей, в том числе внутренний объем черепной коробки (для чего наполнял ее дробью или зернами, которые затем аккуратно переносил в мерный сосуд). На основании этих исследований в 1839 году он выпустил фундаментальный труд Crania Americana, в котором, в частности, сообщал, что белые люди превосходят другие расы по размеру мозга. Согласно измерениям Мортона, внутренний объем черепной коробки среднего белого американца составлял 87 кубических дюймов, среднего индейца – 82, а среднего негра – 78 (в более привычных нам единицах – соответственно 1426, 1344 и 1278 см3). Из чего Мортон не преминул сделать вывод: меньший мозг указывает на более низкий интеллект небелых рас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучшие люди Лучшие люди

В Осетии часто так бывает: сквозь современный быт проступает древняя традиция

Вокруг света
10 автомобилей, которые почти не изменились за десятки лет 10 автомобилей, которые почти не изменились за десятки лет

Некоторые модели становятся настоящими отступниками, которые не меняются годами

Maxim
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Что такое «парижский синдром» и чем он опасен Что такое «парижский синдром» и чем он опасен

Японцы, Париж, неоправданные ожидания… В чем связь? В «парижском синдроме»

Psychologies
«Я же по милосердию Божьему остался невредим…» «Я же по милосердию Божьему остался невредим…»

Письмо Александра II дочери

Дилетант
Как восстановиться после травмы: книга о самопомощи для людей с ПТСР Как восстановиться после травмы: книга о самопомощи для людей с ПТСР

Почему после травмы часто возникают проблемы с контролем и безопасностью

Forbes
Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие» Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие»

Насколько реальна перспектива вытеснения людей «цифровыми сотрудниками»?

РБК
Изобретательные охотники и заботливые родители: подборка увлекательных фактов о жизни крокодилов Изобретательные охотники и заботливые родители: подборка увлекательных фактов о жизни крокодилов

Что следует знать о крокодилах, живущих на на Земле миллионы лет?

ТехИнсайдер
Сокровища тропического леса Сокровища тропического леса

Античность и раннее христианство тянулись к деревьям. Средневековье их отторгало

Вокруг света
Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения

Древние сибиряки собрали куски породы в районе Удоканского вулканического плато

N+1
«Горбачева»: как фильм о первой леди СССР создает портрет женщины, опередившей время «Горбачева»: как фильм о первой леди СССР создает портрет женщины, опередившей время

Главные страницы биографии первой леди СССР Раисы Горбачевой

Forbes
Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса

Могут ли месячные не прийти или начаться раньше из-за стресса?

Psychologies
На Петровке по-французски На Петровке по-французски

Изысканный «кружевной» интерьер в самом сердце Москвы

SALON-Interior
Портреты русской цивилизации Портреты русской цивилизации

Как сложились главные города России

Weekend
Не да Винчи Не да Винчи

Стендап-комик Евгений Чебатков — почему важно коллекционировать эмоции

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Приматологи описали жесты коат Жоффруа Приматологи описали жесты коат Жоффруа

Ученые выделили 43 типа обезьяньих жестов коат Жоффруа

N+1
Женщины в деле Женщины в деле

Бизнес – дело мужчин? Как бы не так!

Лиза
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
4 стереотипа о внешности, которые мешают женщинам быть счастливыми 4 стереотипа о внешности, которые мешают женщинам быть счастливыми

О стереотипах и ложных установках, которые мешают чувствовать себя счастливой

Psychologies
Торговля откалибрует фермерскую картошку Торговля откалибрует фермерскую картошку

Зачем крупнейшие российские ретейлеры открывают агроагрегаторы

Монокль
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Расклад такой Расклад такой

Пора стереть с собственного лица следы усталости от зимы, морщины и купероз!

Собака.ru
Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде

О чем поет повзрослевшая Ариана Гранде, за что ее ненавидят моралисты?

Правила жизни
Светлана Захарова: образцовый классик и современник Светлана Захарова: образцовый классик и современник

Светлана Захарова — балерина, объединяющая классические и современные танцы

Монокль
126 заявок, конверсия — 6%: можно ли автоматизировать подачу откликов на вакансии 126 заявок, конверсия — 6%: можно ли автоматизировать подачу откликов на вакансии

Стартапы разрабатывают ботов, которые массово откликаются на объявления о работе

VC.RU
Заболевания вен Заболевания вен

Про варикоз знают все, но про хроническую венозную недостаточность – немногие

Здоровье
Аскар Ильясов Аскар Ильясов

Актер Аскар Ильясов переживает экзистенциальный кризис IT-миллионера

Собака.ru
Факты о фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Факты о фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Факты о культовом роад-муви о том, куда приводят вредные наркотики

Maxim
Русский «Юнкерс»: как немцы помогали развивать авиацию в СССР Русский «Юнкерс»: как немцы помогали развивать авиацию в СССР

Вначале сотрудничества казалось, что Junkers и Россия созданы друг для друга

ТехИнсайдер
Открыть в приложении