«История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие»
Кто разрешил спор о природе лавы
Подобно тому, как криминалисты реконструируют место преступления с помощью улик, ученые изучают геологические объекты, чтобы по крупицам составить целостную картину событий далекого прошлого. В книге «История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, геолог Дональд Протеро рассказывает о явлениях и находках, которые изменили представление о геологических процессах и позволили расширить знание о нашей планете. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором ученые проводят один из первых геологических экспериментов и доказывают, что вулканические породы образуются не в воде.
Нептунизм против плутонизма
В конце XVIII века первые натуралисты эпохи Просвещения все еще находились под сильным влиянием книги Бытия и мифа о Всемирном потопе. Такие ученые, как Джованни Ардуино (1714–1795), пытались втиснуть все имеющиеся горные породы в упрощенную последовательность. Сначала шли твердые кристаллические «первичные» породы (гранитные и метаморфические, например, сланцы или гнейсы), которые предположительно образовались при сотворении Земли. Их покрывали «вторичные» породы — осадочные слои, часто имевшие вид складок и деформированные, содержащие окаменелости. (Сегодня большинство этих пластов «вторичных» пород относят к интервалу геологического времени от девонского периода до мелового.) По мнению некоторых натуралистов, «вторичные» слои преобладали и представляли собой отложения, созданные Всемирным потопом. Над ними находились рыхлые отложения и слабо сцементированные осадочные породы, называемые «третичными» слоями — предположительно, «послепотопными»
Такие упрощенные понятия о геологической летописи могут быть занимательными, если не выбираться в реальный мир и не смотреть на реальные породы. Однако большинство геологов того времени не предпринимали дальних путешествий и не проверяли свои идеи на новых обнажениях, а подгоняли ограниченные вскрытые разрезы горных пород Северной Европы под свои заранее принятые догмы. Теория, предполагавшая, что горные породы образовались под воздействием воды (обычно подразумевается все тот же Всемирный потоп), получила название нептунизма — по имени Нептуна, римского бога морей. Нептунисты утверждали, что даже лавовые потоки некогда откладывались в воде. Их противники, однако, возражали, что потоки лавы когда-то образовались из горячей расплавленной породы, а не из воды, и потому приверженцев таких воззрений называли плутонистами, а их теорию — плутонизмом (в честь Плутона, римского бога горячего вулканического подземного мира).
Родоначальником нептунизма был немецкий естествоиспытатель, профессор минералогии во Фрайбергской горной академии Абраам Готтлоб Вернер (1749–1817). Говорили, что Вернер был завораживающим оратором и под влиянием его личности практически все, кто слушал его выступления, становились его сторонниками. Идеи Вернера были весьма популярны в Европе — в первую очередь из-за мощи аргументов и силы его индивидуальности, однако они не опирались на тщательное изучение обнажений на сколь-нибудь обширной территории. (Впрочем, сам ученый не утверждал, что слоистые осадочные породы и потоки лавы являются отложениями времен Всемирного потопа, как считали многие его современники, а просто предполагал, что они откладывались в воде.) Его учеников можно было найти во всех крупных европейских университетах, включая Эдинбургский, где непоколебимым нептунистом был Роберт Джемсон, ставший непримиримым соперником Джеймса Хаттона. Убежденным нептунистом был даже великий поэт и натуралист Гёте. В четвертом акте «Фауста» есть диалог между нептунистом и плутонистом, в котором Мефистофель явно представляет злую плутонистскую точку зрения.