Интересные подробности о комплексе зданий страхового общества «Россия»

Культура.РФИстория

История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»

Автор: Инна Докучаева

0:00 /
669.887
Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий страхового общества «Россия» уже с момента постройки считался элитным жильем: здесь были все возможные удобства — от лифта до автономной электростанции. В одну из квартир приходил Илья Репин, чтобы написать портрет своего заказчика. На литературные вечера тут собирались художники и поэты: Александр Бенуа, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин. В советское время в комплексе располагался литературный отдел Народного комиссариата просвещения, в котором работал Михаил Булгаков. А в 1960-х годах в мансарде появились художественные мастерские. Еще больше интересных подробностей о знаменитом комплексе вы можете узнать не только из нашего материала, но и из документального фильма «Сретенский, 6/1. Девять историй об одном доме», который выпустил канал «365 дней».

Подворье архиепископа, почтамт и народный театр

В первой половине XVIII века на месте, где сейчас находится жилой комплекс страхового общества «Россия», располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича. Петр I благоволил митрополиту, одаривал его деньгами и недвижимостью. Большую часть времени архиепископ проводил в Петербурге, а в Москве появлялся нечасто. После его смерти подворье перешло в государственную казну.

В начале 1740-х годов императрица Елизавета Петровна распорядилась передать комплекс зданий московскому почтамту. Когда организация переехала в другое место, в прежнем еще какое-то время жили ее сотрудники.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Потом вместо почты на этом участке появился крупный павильон панорамы «Царьград». Его, в свою очередь, перестроили в народный театр «Скоморох». В 1886 году там состоялось первое представление — спектакль по пьесе Александра Островского «Бедность не порок». Также в репертуар театра вошли произведения Алексея Писемского, Степана Гедеонова и других драматургов. Специально для «Скомороха» Лев Толстой написал пьесу «Власть тьмы», но цензорский комитет запретил постановку. Создатель театра, антрепренер Михаил Лентовский, уделял большое внимание оформлению сцены, светотехнике и музыкальному сопровождению. Помимо спектаклей, там ставили феерии и мелодрамы. Но через пару лет театр закрылся из-за нехватки средств.

В конце 1890-х годов земельный участок приобрело страховое общество «Россия». Эта организация появилась весной 1881 года по указу императора Александра III.

Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. <…> Благодаря широкой рекламной кампании страховое общество «Россия» сразу же приобрело известность и популярность. Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла от разбития. Из книги Олега Фочкина «Москва. Лица улиц. Продолжение легенд»

Часть прибыли общества шла на покупку или постройку доходных домов — жилых многоквартирных зданий, помещения в которых сдавали в аренду.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий со всеми удобствами

Строительство здания страхового общества «Россия» шло с 1899 по 1902 год. Им руководили архитекторы Николай Проскурнин и Александр фон Гоген, а помогал автор проекта московской гостиницы «Савой» — инженер и архитектор Виктор Величкин.

Дом на Сретенском бульваре возвели в стиле эклектики. Он объединил в себе черты модерна и неоренессанса. В состав жилого комплекса вошли два разных по величине корпуса с внутренними дворами. Их соединила ограда из чугуна по эскизу архитектора Оттона фон Дессина. Фасады украсили фигурами мифических существ, людей и животных. Самой высокой частью дома стала стилизованная готическая башня, похожая на Спасскую башню Кремля. Ее оснастили часами и колоколом, который специально для этой цели отлили на заводе Павла Финляндского.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Комплекс оборудовали всеми возможными для того времени удобствами: автономной электростанцией, отоплением, системой вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха. В зданиях имелись электрические лифты, прачечная и телефонная станция. Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров. Средняя высота потолков в квартирах площадью от 200 до 400 квадратных метров составляла четыре метра.

Существует легенда, что под комплексом на Сретенском бульваре имелся секретный подземный ход до Кремля и до еще одного здания страхового общества на Лубянской площади. Но подтверждений этому не обнаружили.

Фасад жилого дома на Сретенском бульваре, 6/1. Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Снимать жилье в этом месте могли только состоятельные люди. Там поселились члены Государственной думы, врачи, ученые, адвокаты и актеры. Среди жильцов были основоположник конституционного права России Сергей Муромцев, психиатр Николай Баженов, физиотерапевт Самуил Вермель, ботаник Дмитрий Сырейщиков. В 1909 году в квартиру доктора Петра Лезина приходил Илья Репин: хозяин заказал у него свой портрет. На литературных вечерах у адвоката Сергея Кара-Мурзы бывали художник Александр Бенуа, поэты Марина Цветаева, Максимилиан Волошин и Вера Инбер.

В прихожей огромной квартиры в доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре в Москве посетителя встречал невысокий, милейший по своим душевным качествам хозяин. <…> Сергей Георгиевич умел создавать высокое литературное настроение на своих «вторниках». «Вторники» Кара-Мурзы были в годы, предшествовавшие революции, популярны в литературной Москве. Они следовали традициям московских литературных салонов… Из книги Владимира Лидина «Друзья мои книги. Заметки книголюба»

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Ирина Овчинникова / фотобанк «Лори»

«Драгоценный памятник былой архитектуры»

Советская власть ликвидировала страховое общество «Россия», национализировала его капиталы и имущество, в том числе и дом на Сретенском бульваре. Квартиры в комплексе уплотнили и вселили в них по несколько семей. Туда въехала советская интеллигенция. В разные годы в доме жили: актер и режиссер Николай Хмелёв, балерина Наталия Бессмертнова, архитектор Валентин Дубовской, математик Николай Лузин и многие другие.

По этому адресу, помимо жилых квартир, теперь находились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление Красной армии и Народный комиссариат просвещения, где под началом революционера Анатолия Луначарского трудилась Надежда Крупская. Вместе с Максимом Горьким туда приходил и Владимир Ленин. Там же расположился литературный отдел комиссариата (ЛИТО), в котором работал секретарем Михаил Булгаков.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Историку литературы не забыть: в конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый — стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было. Михаил Булгаков. «Записки на манжетах»

О многочисленных отделениях Народного комиссариата и их избыточной бюрократии Владимир Маяковский написал стихотворение «Прозаседавшиеся».

Когда в начале 1930-х годов проводили конкурс на план реконструкции Москвы, свой проект представил и франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Он предлагал разрушить весь исторический центр столицы, за исключением «нескольких драгоценных памятников былой архитектуры», в том числе и дома на Сретенском бульваре. Историк Михаил Юдин рассказал и о другой версии событий: после осмотра комплекса «Россия» архитектор понял, что пока нет технологии, которая взорвала бы столь толстые стены, поэтому решил его не трогать.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

В середине XX века в одном из зданий работал первый в городе пункт проката. Во временное пользование там брали бытовую технику, одежду, посуду, спортивный инвентарь.

В 1960-х годах в чердачных помещениях жилого комплекса разместились художественные мастерские. Там работали представители «неофициального искусства» Илья Кабаков и Юло Соостер. Неформальное объединение художников из этих мастерских называли «группой Сретенского бульвара». Туда, помимо Кабакова и Соостера, входили Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров. Примерно 20 лет спустя в мансарде обосновался Институт проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. А летом 2018 года Илья и Эмилия Кабаковы передали свою бывшую мастерскую в дар Третьяковской галерее.

В наши дни комплекс на Сретенском бульваре по-прежнему жилой. Часть помещений сдается под офисы, на нижних этажах обоих корпусов размещаются разные организации. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев

Что привнесли в церковное искусство пять известных художников

Культура.РФ
Умер Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой Умер Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой

Вспоминаем о главной драме Ирины Антоновой

СНОБ
Игра на повышение: 8 вещей, которые нужно делать, чтобы карьера не буксовала Игра на повышение: 8 вещей, которые нужно делать, чтобы карьера не буксовала

Для карьерного роста понадобятся качества, о которых ты и не задумывалась

VOICE
Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны

Главные функции фитнес-браслетов и их отличиях от смарт-часов

CHIP
«Совсем себя запустила» и «кошки тоже рожают»: как молодой маме реагировать на бестактные фразы «Совсем себя запустила» и «кошки тоже рожают»: как молодой маме реагировать на бестактные фразы

Как маме противостоять бестактным нападкам окружающих?

Psychologies
Кошкин дом Кошкин дом

Какие зоны надо организовать в квартире, чтобы питомцу было комфортно

Лиза
Атмосфера драйва Атмосфера драйва

Необычный симбиоз стилей получился из-за разных предпочтений владельцев

Идеи Вашего Дома
Голая правда: путь к себе через нудистский пляж Голая правда: путь к себе через нудистский пляж

Как наша телесная обнаженность влияет на наше самоощущение?

Psychologies
95 лет роману Двенадцать стульев 95 лет роману Двенадцать стульев

«12 стульев» — пример живой сатиры, понятный читателю из совсем другого мира

Правила жизни
5 самых аллергенных алкогольных напитков 5 самых аллергенных алкогольных напитков

Как отличить последствия веселого загула от аллергических реакций на алкоголь?

Maxim
Жизнь в ночном сумраке: шесть лучших фильмов про вампиров и оборотней Жизнь в ночном сумраке: шесть лучших фильмов про вампиров и оборотней

Фильмы, которые точно стоит посмотреть любителям сверхъестественной фантастики

Forbes
Ученые выяснили, как мозг узнает своих Ученые выяснили, как мозг узнает своих

Как мозг животного узнает представителей своего вида?

ТехИнсайдер
Соль земли: как технологии позволяют анализировать почву и повышать урожайность Соль земли: как технологии позволяют анализировать почву и повышать урожайность

Какие технологии сегодня позволяют анализировать почву?

ТехИнсайдер
Почувствовать себя другим человеком: феномен билингвов, о котором мы не подозревали Почувствовать себя другим человеком: феномен билингвов, о котором мы не подозревали

Говорить на другом языке все равно, что обладать другой душой

ТехИнсайдер
Надежда Акулова: «Мой эталон — хлеб на закваске» Надежда Акулова: «Мой эталон — хлеб на закваске»

Шеф-пекарь — о тонкостях хлебного ремесла и исторических традициях

Bones
Две полоски: как вести себя при беременности? Две полоски: как вести себя при беременности?

Как будущей маме стоит изменить свой режим

Psychologies
Гастро-, бронхо-, колоно-: что нужно знать о процедурах, которые помогают обнаружить рак Гастро-, бронхо-, колоно-: что нужно знать о процедурах, которые помогают обнаружить рак

Когда необходима эндоскопическая диагностика при подозрении на рак?

Psychologies
Почему твоя белая рубашка Почему твоя белая рубашка

Почему белая рубашка не смотрится на тебе и портит все аутфиты? Разбираемся!

VOICE
Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность

Работа магазина – это большой механизм, в котором есть место новым технологиям

ТехИнсайдер
Эти 20 привычек точно сделают тебя счастливее! Эти 20 привычек точно сделают тебя счастливее!

Мелочи, которые сделают твою жизнь ярче

VOICE
Маньяк, который изображал безумие, а потом действительно сошел с ума: история Игоря Иртышова Маньяк, который изображал безумие, а потом действительно сошел с ума: история Игоря Иртышова

На опознаниях мужчины и женщины хотели наказать преступника, не дожидаясь суда

VOICE
Еще 10 ярких примеров эффекта Манделы, когда люди помнят то, чего не было Еще 10 ярких примеров эффекта Манделы, когда люди помнят то, чего не было

Ты удивишься, насколько ты неверно запомнил самые очевидные вещи и события

Maxim
«Я не вывожу»: 5 способов справиться с нервной перегрузкой «Я не вывожу»: 5 способов справиться с нервной перегрузкой

Отрывок из книги «Быстрая самотерапия» о том, как справиться с перегрузкой

Forbes
Каким был день смерти принцессы Дианы: о чем она думала, что делала и кого видела последним Каким был день смерти принцессы Дианы: о чем она думала, что делала и кого видела последним

Принцесса Диана была одной из самых известных. Каким был ее последний день?

VOICE
До слез: эти 5 фильмов, основанных на реальных событиях, никого не оставят равнодушными До слез: эти 5 фильмов, основанных на реальных событиях, никого не оставят равнодушными

Пять картин с мотивирующими и вдохновляющими историями

ТехИнсайдер
Очаровательно воздушен Очаровательно воздушен

Дизайнер постаралась сделать интерьер по-настоящему питерским

Идеи Вашего Дома
На босу ногу: как сделать так, чтобы обувь не натирала На босу ногу: как сделать так, чтобы обувь не натирала

Несколько лайфхаков, которые спасут ваши ноги от натирания

Правила жизни
«Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии «Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии

История девушки, которая забывает почти всю свою жизнь и переносится в прошлое

Psychologies
Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент

Элемент одежды древнерусской знати нашли на месте разрушенного в X веке кургана

N+1
Оттенки пудры и золото Оттенки пудры и золото

Лёгкость, воздушность интерьера подчёркивает контрастно-тёмная фактурная графика

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении