История безумия в классическую эпоху
Для кого эта книга?
Программный труд Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» – исторический экскурс, рассказывающий о том, как зародились современные психиатрические больницы и как общество воспринимало душевнобольных и обращалось с ними на разных этапах своего развития. Парадокс психологии как дисциплины заключается в том, что она одновременно является одной из самых древних наук – и одной из самых молодых. О душе и ее устройстве размышляли еще Платон и Аристотель, но современный научный подход к ней зародился лишь в самом конце XIX века.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История безумия в классическую эпоху» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Прослушайте лекцию по истории психических заболеваний от выдающегося французского философа и историка.
Если вы интересуетесь современной философией, то наверняка слышали имя французского мыслителя Мишеля Фуко – одной из самых популярных фигур эпохи постмодерна и европейской философии. Работая в психиатрическом учреждении и занимаясь своими собственными психологическими проблемами, Фуко проявлял глубокий интерес к истории и практике психологии, что привело его к написанию книги «История безумия в классическую эпоху».
Как объясняет Фуко, наши отношения с психическими заболеваниями и то, как мы их распознаем, понимаем и лечим, сильно изменились с течением времени – хотя в некоторых отношениях мы все еще остаемся невежественными. Фуко сосредотачивается в первую очередь на конце Средневековья и годах до и после эпохи Просвещения начала-середины 1700-х годов. Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения», когда нежелательные элементы общества – бедняки, преступники и так называемые «сумасшедшие» – были загнаны в угол и заперты вне поля общественного зрения.
Потребовались сотни лет, прежде чем к психически больным стали относиться иначе, чем к преступникам или даже животным, но, как мы узнаем дальше, само наше понимание разума в конечном счете эволюционировало.
Из этого обзора вы узнаете:
- как преступники и «безумцы» оказались в одной больнице;
- насколько первые психиатрические больницы были похожи на зоопарки;
- и как движение квакеров навсегда изменило наше отношение к людям с психическими заболеваниями.
Примечание: Книга «История безумия в классическую эпоху» была опубликована еще в 1961 году, и язык, используемый тогда для описания психических заболеваний и расстройств, в наше время может восприниматься неправильно. Например, такие термины, как «безумный» используются в тех случаях, когда они лучше всего отражают текст Мишеля Фуко.
После эпохи Средневековья помещения, выделенные для больных проказой, стали использоваться для психически больных и других социальных изгоев.
В Европе в период позднего Средневековья с 1250 по 1500 год так называемое «безумие» понималось иначе, чем сотни лет спустя. Люди с психологическими проблемами, по существу, воспринимались просто как «другие». Некоторые из них даже считались обладателями особой мудрости, которой можно достичь только за пределами разума.
В это время большинство людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, свободно бродили среди других людей. Если предполагаемого «сумасшедшего» находили в одном из европейских городов, его отправляли к моряку или торговцу, который высаживал его в другом городе или малонаселенной сельской местности.
Этот обычай был особенно распространен в Германии: в Нюрнберге XV века, согласно записям, 31 из 63 психически больных людей были вывезены из города на повозках и лодках, а во Франкфурте в конце XIV века морякам было приказано окружать и вывозить всех людей, бродящих голыми.
Из-за практики вывоза психически больных жителей из городов появилась фраза «Корабль дураков» – термин, популяризируемый в литературе и других художественных произведениях на протяжении многих лет.
Во многих произведениях того времени упоминается Нарреншифф, или «Корабль дураков», который бороздил воды Рейна и фламандских каналов, унося с собой городских «безумцев». Иероним Босх, знаменитый голландский живописец, запечатлел этот образ в своей картине «Корабль дураков», написанной между 1490 и 1500 годами.
Лишь несколько лет спустя, после того как в Западной Европе начался спад заболеваемости проказой, людей с психическими расстройствами стали содержать под стражей.
Проказа – это заразное заболевание, поражающее кожу. Когда болезнь распространилась по всей Европе, больных начали помещать в специальные учреждения, которые были расположены на окраинах городов и назывались лепрозориями.
Когда вспышки проказы в Европе утихли, эти учреждения стали использоваться для содержания преступников, изгоев и людей с психическими заболеваниями. Неудивительно, что новых заключенных стали рассматривать как носителей болезни. Точно так же, как средневековые общества стали изолировать и изгонять тех, кого тогда называли «прокаженными», общество классической эпохи сделало то же самое с безумцами – таким образом, термин «безумие» стал ассоциироваться с маргиналами и изгоями.
Но люди с психическими расстройствами содержались не только в лепрозориях. В начале XVIII века города начали удерживать таких людей в укрепленных зданиях, таких как башня в стенах Канского замка (в городе Кан на северо-западе Франции), известная как «Башня безумцев».
Открытие больниц общего профиля положило начало систематической изоляции социальных изгоев.
К началу XVII века праздность (явное отсутствие интереса к труду) стала характерной чертой, которую правящие классы не только презирали, но и считали опасной для общества. Поэтому власти должны были найти способ обуздать это поведение и скрыть тунеядцев от глаз общественности.