История Бога
Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе.
Для кого эта книга?
Что есть бог? Ответ на этот вопрос интересует если не каждого, то многих. Даже если вы атеист или агностик, вы наверняка задумывались о концепции бога. Как она появилась? Что значит? Карен Армстронг – один из ведущих религиоведов мира рассказывает об этом в своем бестселлере «История бога». Она анализирует представление о божественной сущности в разных конфессиях, от индуизма и буддизма до ислама и протестантства. Вместе с ней вы узнаете, что общего в разных божествах разных религий, а чем они отличаются.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История Бога» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, как менялось понятие «Бог» на протяжении всей истории человечества.
Независимо от того, являетесь ли вы закоренелым атеистом или образцом благочестивой набожности, невозможно отрицать, что три основные монотеистические религии сформировали мировую историю. Люди всегда придерживались представления о том, что божественное присутствие влияет на мирские дела, но в истории единого Бога, подразумеваемого иудаизмом, христианством и исламом, есть нечто очень своеобразное.
Эти три авраамические религии сформировали современный мир. Удивительно, что на каждую из них оказали влияние не только события, происходящие в мире, но и философские движения. Следовательно, главный постулат каждой веры – вера в единого Бога – со временем изменился. Греческая философия, периоды, проведенные народами в изгнании, и идеи Просвещения – все это повлияло на представления о Боге в этих трех религиях. Более того, это понятие продолжает меняться и по сей день.
Обзор этой книги расскажет, как развивалось понятие о Боге и как меняющееся представление человека о самом себе нашло свое отражение в изменившейся фигуре Бога.
Также вы узнаете:
- какие из мусульман сохранили мудрость Древней Греции и передали ее христианской Европе;
- как создавать людей (если ты вавилонский бог);
- кто утверждал, что Бог умер.
У израильского народа в Леванте возникло свое характерное представление о Боге.
Каким вы представляете Бога? Возможно, вы думаете, что Бог – это Творец мира или Всемогущее духовное присутствие? Различные концепции Бога существовали на протяжении тысячелетий, и лучший способ понять их, это проследить за ними по мере того, как они появляются в соответствующих историях иудейской, христианской и мусульманской веры.
Отправимся на 14 000 лет назад, на Ближний Восток. Местные языческие племена выработали свои собственные представления о божествах.
Возьмем колыбель западной цивилизации – Месопотамию, располагавшуюся на территории современного Ирака. Люди, живущие там, представляли человеческий мир как нечто хрупкое и поклонялись богам, которые противостояли силам беспорядка и подавляли хаос.
Вавилонский миф о сотворении мира («Энума Элиш») рассказывает историю о первых богах, вышедших из первобытной пустыни. Эти божества олицетворяли воду, землю и небо. Затем бог Мардук создал человечество, смешав свою кровь с пылью, что означало, что по природе своей человек – полубожество.
Но одна группа выделялась своими представлениями о божественном: израильский народ. Они поселились в Ханаане, в Южном Леванте, примерно в 1850 году до нашей эры и заявили о своем происхождении от Авраама и его внука Иакова, который также был известен как Израиль.
Израильтяне изначально имели схожий с остальными взгляд на божественную силу, но начали поклоняться единому Богу, который сформировался из версии языческого Высшего Бога или Небесного Бога.
В самых ранних книгах Библии, Бытии и Исходе, написанных в VIII веке до н.э., Бога называют как «Элохим», так и «Яхве».
Элохим был высшим Богом израильского народа, в то время как Яхве именуется как «Бог наших отцов».
Таким образом, вполне возможно, что два отдельных языческих бога, каждый из которых существовал на определенной территории, были объединены в одного.
Известно, что после того, как израильтяне скинули с себя кандалы египетского рабства, они поклялись сделать Яхве своим единственным богом. В ответ Яхве обещал защищать израильский народ.
Израильский народ выработал своеобразное понимание Бога, природа которого со временем продолжала меняться.
Яхве изначально воспринимался израильским народом как бог войны, но позже выработалось его отчетливое универсальное понимание. Но что же сделало Яхве таким особенным?
Для начала, Яхве, в отличие от языческих божеств, склонен открываться людям через личный контакт. У Яхве не было мифологии как таковой, как у других богов, поэтому у него были пророки, например, Исайя, с которыми он общался напрямую.
Яхве также отличался от языческих богов тем, что был более отдаленным от людей, был «другим». В то время как язычники верили, что люди были созданы из божественной крови и, поэтому имели божественную силу, Яхве принадлежал к совершенно другому, отдельному божественному царству.
Есть и еще одна причина, почему Яхве был особенным: он был пугающим и ревнивым богом, который требовал верности себе и отвержения всех других богов. В язычестве всегда было место для включения в пантеон других богов – но не для Яхве. Появился новый грех: идолопоклонство.
Понимание Яхве изменилось еще раз с приходом пророка Исайи, который в VIII веке до н. э. описывал Яхве как собственно бога-творца, для которого сотворение человека стало вершиной достижений. Этот подвиг больше не рассматривался, как нечто второстепенное, как это было у вавилонского бога Мардука.
Наконец, под влиянием греческой философии, в IV веке до н. э. концепция Яхве вновь изменилась. В новой атмосфере философии и дискуссий Яхве обрел мудрость.
Между иудаизмом и греческой философией возникли также и противоречия. В конце концов, ведущие греческие философы, такие как Аристотель, думали о Боге как об отдаленном, абстрактном существе, «неподвижной движущей силе». А Яхве, наоборот, считался постоянно вовлеченным в мирские дела.
И вот настал момент, когда иудейское понятие о Боге полностью утвердилось.
Мессианский статус Иисуса сформировал новое представление о Боге в христианстве.
Самая большая революция в идее единого Бога произошла с пришествием Иисуса, но о его жизни известно немного: Евангелие от Марка, первое письменное свидетельство, было написано лишь спустя 40 лет после смерти Иисуса.
Многие евреи в Палестине видели в Иисусе Мессию, «помазанника», потомка царя Давида. Иисус провозгласил в городах и селах Галилеи, что грядет Царство Божье.
Но около 30 г н.э. Иисус был распят.
И это нужно принять. Это потрясение означало, что само определение Бога должно было быть переосмыслено.
Теперь последователи Иисуса должны были спросить себя, как могло произойти то, что их Мессия был казнен, словно обычный преступник.
Ответ дал апостол Павел, один из первых проповедников христианства. Он объяснил смерть Иисуса тем, что тот страдал и умер на кресте «за грехи наши».
Понятие Павла об Иисусе как «Сыне Божьем» заложило фундаментальную идеологическую основу христианства. В конце концов, иудейский Павел едва ли мог провозгласить Христа вторым Богом после Яхве. Иисус не претендовал на роль Бога, и эта идея не принималась христианами вплоть до IV века.