Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам
Аудиосериалы о реальных преступлениях в России набирают сотни тысяч прослушиваний, а выпуски на YouTube — миллионы просмотров. В 2022 году один из самых заметных проектов в этом жанре, «Дневники Лоры Палны», даже ввел подписку на свой подкаст — аудитория готова платить, чтобы услышать рассказы о маньяках и убийцах. К формату приглядываются и бренды. Благодаря рекламным интеграциям годовые доходы авторов уже достигают десяток миллионов рублей.
«Ангарск. 1999 год. Когда ты идешь вечером домой, а такси вызвать сложно, [тогда женщины] в основном ловили попутки. Он [Михаил Попков, «ангарский маньяк»] и был тем водителем попуток, который подвозил женщин — как минимум в 80 случаях убивая их», — рассказывает журналистка Саша Сулим в одной из серий видеоподкаста «Дела» о реальных преступлениях.
«Дела» — далеко не единственный российский проект в жанре тру-крайм (от англ. true crime — реальное, настоящее преступление). За последние пять лет в рунете появились десятки подкастов и программ на YouTube, где авторы в деталях рассказывают об известных убийствах, исследуют мотивы серийных маньяков, а иногда и сами раскрывают преступления.
Хотя компании пока относятся к формату с опаской, авторам удается привлекать рекламодателей. Команды также находят новые источники дохода, чтобы не зависеть от турбулентного рекламного рынка. Forbes поговорил с экспертами и авторами заметных проектов и узнал, сколько можно заработать на кровавых историях.
С бабушкой у телевизора
Истоки жанра тру-крайм можно проследить еще в XVI веке. Тогда появились первые рассказы, описывающие насилие, преступления и казни. Сам термин возник позже в США во второй половине XX века. Одним из основоположников понятия считают Трумена Капоте, автора романа «Хладнокровное убийство» (1966). В нем писатель изложил историю реального убийства семьи фермера в Канзасе.
Популярным в массовой культуре жанр стал в середине 2010-х с выходом аудиосериала Serial. В выпусках первого сезона (всего сериал состоит из 10 сезонов) журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер заново расследовали убийство американской школьницы Хэ Мин Ли, погибшей в 1999 году. Подкаст стал хитом и создал тренд на проекты о реальных преступлениях: с 2014-го по 2020 год в США запустилось более 200 тру-крайм-подкастов. Категория стала третьей по популярности в США, уступив только комедийным и новостным форматам.
В России интерес к жанру нарастал с конца 1990-х, когда вышли первые серии телепередачи «Криминальная Россия», говорят собеседники Forbes. «В России есть целое поколение, которое буквально выросло на тру-крайме, пока вместе с бабушками и родителями смотрели телепередачи [о преступлениях]», — говорит основательница студии подкастов «Богема» Александра Рудко.
В интернете проекты запускались с середины 2010-х. Например, в 2013 году вышла серия о психологии маньяков на YouTube-канале Faust21century (509 000 подписчиков). Но бум произошел в 2018–2019 годах с развитием подкастинга, говорит сооснователь студии подкастов «Шторм» Константин Колосков. Тогда появилось сразу несколько аудиопроектов в категории тру-крайм: комедийный подкаст об известных мировых преступниках «У холмов есть подкаст» и «Трасса 161» о маньяке из Хакасии от журнала «Холод». Стали развиваться и YouTube-каналы об убийствах и маньяках — «Мистика» (1,12 млн подписчиков) и Agatha Christie (1,11 млн подписчиков).
Рынок продолжил расти в 2020–2021 годах. Тогда студия «Либо/Либо» выпустила подкаст «Дочь разбойника». В нем ведущая, журналистка Анастасия Красильникова, расследовала реальные случаи дискриминации женщин. Следом вышли «Подкаст.105» от калининградского издания «Клопс», независимый проект «True Crime на диване», а также «Дневники Лоры Палны». Его весной 2020-го запустила Кристина Крыжановская. На тот момент она работала продюсером в подкаст-платформе SoundStream и видела тренд на тру-крайм.