Об оригиналах, подделках и отличиях вдохновения от заимствования в искусстве

GraziaКультура

Пример для подражания

О фейках и оригиналах в искусстве, самых копируемых художниках, громких подделках и отличиях вдохновения от заимствования.

Записала Екатерина Сахарова. Иллюстрации: Саша Николаенко

Про ценность копий

Музеи гипсовых слепков – явление общеевропейское: ГМИИ им. А.С. Пушкина сделан по образцу Альбертинума в Дрездене. В 20-м столетии многие такие музеи были разорены, как, например, флорентийская гипсотека, от которой теперь осталось лишь воспоминание. В Америке также имелись свои похожие институции: путешествовать было непросто, и возможности увидеть все своими глазами в силу отсутствия интернета не было.

Первые слепки появились в Древнем Риме, где копировали древнегреческие скульптуры. Примерно тогда же были зафиксированы первые попытки собрать подобие музея. Если говорить о музее в современном представлении, то им в конце XVIII века становится Пио-Клементийс кий музей в Ватикане, и тогда же набирает обороты соз дание гипсовых копий. По копиям музей воспроизводил памятники античности, достойные уважения. В какой-то момент в XX веке начали стесняться слова «копия», посчитав, что только подлинные работы достойны того, чтобы выставляться в музеях.

Что касается ценности гипсовых слепков сегодня, то некоторые из них сделаны грубовато, и наверное, по томство могло бы обойтись и без них. Но есть совершенно уникальные объекты, которые сохра няют облик не существующих более предметов. В ГМИИ им. А.С. Пушкина в центре зала 26 стоит «Рака Святой Гертруды» – знаменитый памятник готики, уничтоженный немецкими бомбами в 1944 году. Кроме того, есть слепки исключительно хорошего качества. «Райские врата» Лоренцо Гиберти, которые экспонируются в зале ренессансного искусства, – это едва ли не лучший в мире слепок с подлинного произведения. Это не только мое мнение: несколько лет назад мы общались с американским профессором Гэри Радке, курировавшим реставрацию врат во Флоренции, и он отметил, что наше гипсовое воспроизведение куда лучше, чем современное, что выставлено теперь в музее Нельсона-Аткинса в Канзасе.

Создание реплики

Если говорить о копиях со скульптуры, то в истории много примеров, когда неумелые копиисты портили памятники. Позже появились четкие критерии: в случае плохого состояния памятника и угрозы его сохранности снятием копии реплику не делали.

Реставрационные каноны и критерии, по которым делались слепки, больше не в ходу: сегодня мы не можем позволить себе вольного отношения к оригиналу, наложив на него форму через кальку или пергамент. Многие объекты больше недоступны для копирования, и второй раз эти слепки сделаны не будут. У нас есть превосходный слепок пизанской кафедры – основополагающего памятника, с которого отсчитывается начало Ренессанса. Но он копия с копии: сделан не с оригинала, а с воспроизведения в Брюсселе. В конце XIX столетия все большие мастерские во Флоренции, как, например, фабрика Оронцио Лелли, изготавливали слепки по мастер-формам, хранящимся в запасниках. Также сегодня работает и старейшая фабрика гипсовых слепков в Берлине, которая воспроизводит и древнеримские скульптуры, и произведения XIX века. В отличие от берлинских музеев она не горела в войну, поэтому там сохранилось несколько уникальных мастер-форм предметов, которых в оригинале больше не существует.

Практика заимствования

Пабло Пикассо приписывается фраза: «Хороший художник копирует, великий – ворует». Возможно, она вовсе не его, но тем не менее говорит о том, как все устроено в мире искусства. У большинства изображений есть свои корни, которые являются копиями чего-то. Если говорить о практике копирования, то, наверное, все начинает ся с доисторических времен – с отпечатков на стенах Альтамирской пещеры рук первобытных людей. Что касается живописи, то античная легенда тоже говорит о том, что она началась с копирования: девушка, отправляя своего возлюбленного на войну в Коринф, обвела его профиль на стене. По самой своей сути изобразительное искусство копирует натуру, реальность.

Английский художник Джошуа Рейнольдс как-то сказал, что нет ничего такого, что не мог бы придумать человек, что другой человек не мог бы сделать дешевле и хуже. Здесь он говорит о негативной стороне копирования, но копии бывают разные. Почти вся греческая классическая скульптура нам известна по римским копиям: если бы римляне не копировали произведения Фидия, Праксителя и Поликлета, то мы бы многого не знали об этой цивилизации.

Копия vs оригинал

В экспозиции музея смешивать подлинники и копии считается дурным тоном, но для того и созданы музейные этикетки, чтобы зрители могли отличить одно от другого. У оригинала и копий существует несколько разных градаций. На этикетке пишется, допустим, «Мартин ван Хемскерк» или «Круг Мартина ван Хемскерка» или «Мастерская Мартина ван Хемскерка» – это разные степени приближения к оригиналу. Другое дело, что оригинал, окруженный копиями, всегда теряется. Например «Иоанн Креститель» Донателло так хорошо спрятан у нас в зале слепков, что люди проходят мимо, принимая его за воспроизведение. Мне это даже нравится: кто хочет, тот найдет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
В банде только девушки В банде только девушки

«Контрабандистки»: корейское криминальное ретро с женским характером

Weekend
OpenAI назвал топ-5 мошеннических схем во всем мире. А на основе ChatGPT сделали бота Crafty Emails, который генерирует скам OpenAI назвал топ-5 мошеннических схем во всем мире. А на основе ChatGPT сделали бота Crafty Emails, который генерирует скам

Как мошенники используют ChatGPT

Inc.
Гиганты растительного мира Гиганты растительного мира

Эти деревья видели динозавров и смогли пережить ледниковый период

Зеркало Мира
Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой

Почему история воздушной торпеды Чарльза Кеттеринга закончилась плачевно

ТехИнсайдер
Загадки Третьего рейха Загадки Третьего рейха

Аненербе – самая таинственная организация в новейшей истории человечества

Зеркало Мира
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Будущее сейчас Будущее сейчас

Андрей Лихачёв рассказал о том, что делает СберСити уникальным для России и мира

Robb Report
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Монокль
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Эритрея: наследница древней цивилизации и детище итальянских колонизаторов Эритрея: наследница древней цивилизации и детище итальянских колонизаторов

Эритрея – неожиданная страна с необычной историей

Зеркало Мира
Еще раз о числе π и о неразрешимой проблеме «квадратуры круга» Еще раз о числе π и о неразрешимой проблеме «квадратуры круга»

Два феномена – число π и египетские пирамиды – связаны невидимыми нитями

Зеркало Мира
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
Место силы Место силы

Однокомнатная квартира с вдохновляющим и наполняющим силами интерьером

Идеи Вашего Дома
Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья

Как надо пить, чтобы чувствовать себя хорошо на празднике

VOICE
Почему мы любим читать, сидя на унитазе? Почему мы любим читать, сидя на унитазе?

Туалетная комната — пристанище одиноких душ и замена молитвенному месту

Psychologies
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
Пока все дома Пока все дома

Что стоит за страстью к порядку?

Лиза
А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения! А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения!

Головной убор «Halo» сможет вызывать состояние осознанного сна

ТехИнсайдер
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
«Армяне не хотели придавать карабахскому вопросу статус межгосударственных территориальных претензий» «Армяне не хотели придавать карабахскому вопросу статус межгосударственных территориальных претензий»

Тридцать лет переговоров о судьбе Нагорного Карабаха в интервью с политологом

Монокль
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
«75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах «75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах

Ресторатор Ксения Механик — почему гендерные предрассудки мешают всем

Forbes
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
Открыть в приложении