Об оригиналах, подделках и отличиях вдохновения от заимствования в искусстве

GraziaКультура

Пример для подражания

О фейках и оригиналах в искусстве, самых копируемых художниках, громких подделках и отличиях вдохновения от заимствования.

Записала Екатерина Сахарова. Иллюстрации: Саша Николаенко

Про ценность копий

Музеи гипсовых слепков – явление общеевропейское: ГМИИ им. А.С. Пушкина сделан по образцу Альбертинума в Дрездене. В 20-м столетии многие такие музеи были разорены, как, например, флорентийская гипсотека, от которой теперь осталось лишь воспоминание. В Америке также имелись свои похожие институции: путешествовать было непросто, и возможности увидеть все своими глазами в силу отсутствия интернета не было.

Первые слепки появились в Древнем Риме, где копировали древнегреческие скульптуры. Примерно тогда же были зафиксированы первые попытки собрать подобие музея. Если говорить о музее в современном представлении, то им в конце XVIII века становится Пио-Клементийс кий музей в Ватикане, и тогда же набирает обороты соз дание гипсовых копий. По копиям музей воспроизводил памятники античности, достойные уважения. В какой-то момент в XX веке начали стесняться слова «копия», посчитав, что только подлинные работы достойны того, чтобы выставляться в музеях.

Что касается ценности гипсовых слепков сегодня, то некоторые из них сделаны грубовато, и наверное, по томство могло бы обойтись и без них. Но есть совершенно уникальные объекты, которые сохра няют облик не существующих более предметов. В ГМИИ им. А.С. Пушкина в центре зала 26 стоит «Рака Святой Гертруды» – знаменитый памятник готики, уничтоженный немецкими бомбами в 1944 году. Кроме того, есть слепки исключительно хорошего качества. «Райские врата» Лоренцо Гиберти, которые экспонируются в зале ренессансного искусства, – это едва ли не лучший в мире слепок с подлинного произведения. Это не только мое мнение: несколько лет назад мы общались с американским профессором Гэри Радке, курировавшим реставрацию врат во Флоренции, и он отметил, что наше гипсовое воспроизведение куда лучше, чем современное, что выставлено теперь в музее Нельсона-Аткинса в Канзасе.

Создание реплики

Если говорить о копиях со скульптуры, то в истории много примеров, когда неумелые копиисты портили памятники. Позже появились четкие критерии: в случае плохого состояния памятника и угрозы его сохранности снятием копии реплику не делали.

Реставрационные каноны и критерии, по которым делались слепки, больше не в ходу: сегодня мы не можем позволить себе вольного отношения к оригиналу, наложив на него форму через кальку или пергамент. Многие объекты больше недоступны для копирования, и второй раз эти слепки сделаны не будут. У нас есть превосходный слепок пизанской кафедры – основополагающего памятника, с которого отсчитывается начало Ренессанса. Но он копия с копии: сделан не с оригинала, а с воспроизведения в Брюсселе. В конце XIX столетия все большие мастерские во Флоренции, как, например, фабрика Оронцио Лелли, изготавливали слепки по мастер-формам, хранящимся в запасниках. Также сегодня работает и старейшая фабрика гипсовых слепков в Берлине, которая воспроизводит и древнеримские скульптуры, и произведения XIX века. В отличие от берлинских музеев она не горела в войну, поэтому там сохранилось несколько уникальных мастер-форм предметов, которых в оригинале больше не существует.

Практика заимствования

Пабло Пикассо приписывается фраза: «Хороший художник копирует, великий – ворует». Возможно, она вовсе не его, но тем не менее говорит о том, как все устроено в мире искусства. У большинства изображений есть свои корни, которые являются копиями чего-то. Если говорить о практике копирования, то, наверное, все начинает ся с доисторических времен – с отпечатков на стенах Альтамирской пещеры рук первобытных людей. Что касается живописи, то античная легенда тоже говорит о том, что она началась с копирования: девушка, отправляя своего возлюбленного на войну в Коринф, обвела его профиль на стене. По самой своей сути изобразительное искусство копирует натуру, реальность.

Английский художник Джошуа Рейнольдс как-то сказал, что нет ничего такого, что не мог бы придумать человек, что другой человек не мог бы сделать дешевле и хуже. Здесь он говорит о негативной стороне копирования, но копии бывают разные. Почти вся греческая классическая скульптура нам известна по римским копиям: если бы римляне не копировали произведения Фидия, Праксителя и Поликлета, то мы бы многого не знали об этой цивилизации.

Копия vs оригинал

В экспозиции музея смешивать подлинники и копии считается дурным тоном, но для того и созданы музейные этикетки, чтобы зрители могли отличить одно от другого. У оригинала и копий существует несколько разных градаций. На этикетке пишется, допустим, «Мартин ван Хемскерк» или «Круг Мартина ван Хемскерка» или «Мастерская Мартина ван Хемскерка» – это разные степени приближения к оригиналу. Другое дело, что оригинал, окруженный копиями, всегда теряется. Например «Иоанн Креститель» Донателло так хорошо спрятан у нас в зале слепков, что люди проходят мимо, принимая его за воспроизведение. Мне это даже нравится: кто хочет, тот найдет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация» Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация»

Игорь Бутман о планах на будущее и любви к импровизации

Grazia
Переживая Фассбиндера Переживая Фассбиндера

Как Ханна Шигулла победила прошлое, не прощаясь с ним

Weekend
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

«Квантовый компьютер – атомная бомба XX века»

ТехИнсайдер
Чавчавадзе Чавчавадзе

Чавчавадзе — грузинский род, сыгравший важную роль в российской истории

Дилетант
Заткнуть за пояс Заткнуть за пояс

Все модели Jetour в одном путешествии

Автопилот
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет 3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет

Что не так с блестящим маникюром с втиркой?

VOICE
Когда наши поезда полетят Когда наши поезда полетят

«Росмаглев» разрабатывает транспортные системы на принципе магнитной левитации

Монокль
Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон» Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон»

Милане Star всего тринадцать лет, однако она может дать фору многим артистам

ЖАРА Magazine
Чужд нам берег заморский Чужд нам берег заморский

В этом году россияне остались без иностранных ценных бумаг

Деньги
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами

Оказавшись в одной из этих стран, не забудьте внимательно перевести часы

ТехИнсайдер
ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов

Редакция Nature назвала героев из мира науки 2023 года

N+1
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Синдром высокого мака: почему ненавидят тех, кому «больше всех надо»? Синдром высокого мака: почему ненавидят тех, кому «больше всех надо»?

Почему тот, кто выбивается из среднего уровня, раздражает всех вокруг?

Psychologies
Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения

Можно ли считать маленьких детей прирожденными лингвистами?

СНОБ
Итальяна Джонс Итальяна Джонс

«Химера»: старомодное кино о вечном самокопании и вечной Тоскане

Weekend
Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
Оперативная память. День Победы и его цифровые образы Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – сила
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция

Решила прикрыть свой малый бизнес? Приготовься потрудиться

Лиза
Военно-политическая обстановка в Пакистане Военно-политическая обстановка в Пакистане

Что поставило под угрозу достижения Пакистана в борьбе с терроризмом

Обозрение армии и флота
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Человек в поисках дома Человек в поисках дома

Как бездомность стала главной характеристикой современного горожанина

Weekend
Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя

Хочешь знать, как работает таро и почему сбываются прогнозы астрологов?

VOICE
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
10 великих фильмов, которые освистали в Каннах 10 великих фильмов, которые освистали в Каннах

Критики холодно приняли работы Дэвида Линча, Квентина Тарантино, Софии Копполы

Правила жизни
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Супрематизм сквозь время Супрематизм сквозь время

В1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды

Дилетант
Открыть в приложении