Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – силаHi-Tech

Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Андрей Линченко, Оксана Головашина, Даниил Аникин

Вряд ли кто-то станет отрицать, что среди коллективных представлений о войнах, которые в прошлом вела Россия, память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов занимает совершенно особое место. Причинами этого является и незначительное по историческим меркам время, прошедшее с момента завершения этой войны, и важная роль победы в ней для государства, позволявшая в советское время говорить о торжестве модели социализма, а в постсоветское время – указывать на особую моральную роль России в мировой истории. Еще одним немаловажным обстоятельством является и то место, которая занимает ВОВ в памяти нескольких поколений россиян и жителей бывшего Советского Союза, до сих пор сохраняющих в семейной памяти трагические и героические воспоминания о войне. Однако, как известно, все течет, все изменяется. Коллективная память об исторических событиях – не исключение. Достаточно популярной среди отечественных и зарубежных ученых является теоретическая концепция немецкого египтолога Яна Ассмана, который в свое время предложил оригинальный механизм постепенного изменения коллективной памяти. Согласно его взглядам, неизбежная смена поколений – источник для перехода коммуникативной памяти в память культурную, где первая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, а вторая – результат интерпретации событий прошлого под влиянием институтов памяти (СМИ, образование, наука, искусство). Другими словами, институты перехватывают память о прошлом и создают иную конструкцию прошлого, которая, как метко подмечает Я. Ассман, оказывается «делом мнемотехники».

Отечественные ученые не устают подчеркивать тот факт, что историческая память не тождественна историческому сознанию. Это в первую очередь означает, что можно помнить о событиях, но не рефлексировать о них критически. Более того, помнить можно по-разному. По точному определению ведущего отечественного исследователя проблем исторической памяти Л. П. Репиной: «историческая память есть совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом».

Появление интернета, вне всяких сомнений, свидетельствует о выходе на авансцену коллективной памяти еще одного культурного посредника, изменяющего наши представления о прошлом. Открытость интернета, его интерактивный характер позволяют ему выступать особым пространством ее трансляции. Информация в интернете, как правило, не проходит предварительной селекции и оценки, а способность сети органично сочетать все формы записи информации (звуковые, текстовые, визуальные) порождает принципиально новое соотношение в пространстве приватного и публичного, локального и глобального.

Можно ли сказать, что память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов приобретает совершенно новые смысловые оттенки в активно развивающемся российском интернет-пространстве? Нетрудно ответить на этот вопрос положительно, ведь активное развитие интернет-пабликов и социальных сетей происходит на фоне перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в современной России в память культурную, когда уходят в вечность последние представители поколения ветеранов и свидетелей войны. Гораздо сложнее другой вопрос – какие образы войны предлагают российские интернет-паблики и форумы посетителей новостных сообщений о Великой Отечественной войне? Ответить на этот вопрос мы постарались на основе двух ранее проведенных нами исследований. Первое исследование 2017 года представляло собой контент-анализ особенностей восприятия Дня Победы в российском интернет-пространстве в 2010— 2015 годах. Второе исследование 2021 года представляло собой изучение интернет-комментариев посетителей региональных новостных сайтов и пабликов Калининградской, Тульской и Томской областей о памятных мероприятиях по поводу Великой Отечественной войны.

Память о любой войне всегда опирается на коммеморации ее отдельных событий, которые выступают своеобразными точками притяжения и с особенной яркостью подчеркивают героические и трагические стороны конфликта. Обращаясь к памяти о Великой Отечественной войне, читатель без труда найдет множество таких больших и малых событий, однако наиболее знаковым, конечно, является День Победы – кульминация всех коммемораций вой-ны в российском обществе. Именно по этой причине, в наших исследованиях мы сконцентрировали внимание именно на коммеморациях 9 мая в российском интернете.

Социологические опросы, проводимые как государственными, так и негосударственными социологическими службами и агентствами, показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне в качестве одного из важнейших мировоззренческих ориентиров в современном российском обществе. Можно ли сказать, что Рунет повторяет эту тенденцию?

Одним из наиболее важных параметров, позволяющих оценить общественное внимание к тому или иному феномену, является частотность упоминаний в интернете. Для анализа частотности разработан целый ряд инструментов, из которых нами был выбран ресурс Google Ngram Viewer. Он позволяет оценить количество употреблений определенного словосочетания во всех комплексах текстов в GoogleBooks1, а также это количество по годам, что делает возможным получение наглядной картинки. Задав словосочетание «День Победы» и выбрав в качестве хронологических границ годы с 1940 по 2008, мы получили следующие результаты:

Рис. 1. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу русскоязычных текстов) Источник: по данным https://books.google. com/ngrams/graph?content

1. То есть только тех текстов, что оцифрованы в рамках проекта GoogleBooks (Прим. ред.).

На графике видно, что усиление общественного внимание ко Дню Победы отчетливо связано с очередными годовщинами этого события, причем первый пик количества публикаций связан с 30‑летием Победы в 1975 году, а затем с двумя другими круглыми датами – 40‑летием и 50‑летием. Любопытны две закономерности. Во-первых, ситуация начала 1990-х годов, когда ВОВ практически выпадает из сферы общественного внимания, возвращаясь к показателям начала 1960‑х. Это легко объяснимо не только тяжелой экономической ситуацией, но и общим снижением интереса к советскому прошлому в условиях кратковременного обретения новых мировоззренческих приоритетов. Во‑вторых, еще более существенным является снижение внимания даже к юбилеям, начиная с 2000‑х годов, когда, казалось бы, этот праздник становится главным атрибутом политической культуры.

Если посмотреть на комплекс англоязычных текстов, то можно увидеть схожие закономерности – рост интереса в период юбилеев и постепенный спад в промежутки между ними (рис. 2).

Рис. 2. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу американских англоязычных текстов)

Число пользователей сети интернет растет, однако объяснить одним этим фактом рост количества упоминаний «День Победы» почти в два раза в юбилейный 2015 год нельзя. Для дальнейшего анализа был выбран более короткий промежуток времени – со 2 по 17 мая каждого года в период с 2010 по 2015‑й. Материалы отсортированы по релевантности, что позволяет отследить наиболее популярные с точки зрения пользователей Рунета посты, так или иначе связанные с Днем Победы. Подсчет велся по всем материалам, интегрированным в сервис Яндекс.Блоги за период с 1 января по 1 июня каждого года без выбора региона поиска (рис. 3). Итак, какие же темы и их оценки являются наиболее значимыми в российском интернет-пространстве?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Конец Орды Конец Орды

При Иване III Московское княжество освободилось от ордынской зависимости

Дилетант
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
Распад СССР: только факты Распад СССР: только факты

Распад СССР — историческая случайность или неизбежная катастрофа?

Дилетант
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование» Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование»

Как BIM-проектирование помогает избежать ошибок в документации и сократить сроки

РБК
Маски шоу Маски шоу

XX век прошел под знаком карикатуры – она была мощным идеологическим оружием

Правила жизни
16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему подростковые банды возникли именно в Казани и кто такой Роберт Гараев?

Maxim
Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире

Советская мебель, о которой мечтали все

Maxim
Сердечные орешки! Сердечные орешки!

Как растут орешки кешью?

Наука и жизнь
План Б по-американски План Б по-американски

Как Брэд Питт стал последней голливудской звездой

Weekend
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
Пальма первенства Пальма первенства

Эффектный и современный интерьер апартаментов в фешенебельном комплексе

SALON-Interior
Вы вернулись на маршрут Вы вернулись на маршрут

Московский ресторатор Алексей Пинский прокатился на внедорожнике Tank 500

Robb Report
«Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре» «Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре»

Агате Муцениеце есть чем похвалиться перед другими и за что похвалить себя

OK!
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Завал на работе Завал на работе

Как все успевать и грамотно снизить нагрузку на работе

Лиза
Аркадий Ипполитов (26.03.1958 - 5.11.2023) Аркадий Ипполитов (26.03.1958 - 5.11.2023)

Историк искусства Екатерина Андреева об искусствоведе Аркадии Ипполитове

Собака.ru
Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря

Настя Ивлеева всенародно и единогласно избрана верховной фэшн-дивой!

Собака.ru
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Гиганты растительного мира Гиганты растительного мира

Эти деревья видели динозавров и смогли пережить ледниковый период

Зеркало Мира
Очень важные персональные данные Очень важные персональные данные

На что повлияет ужесточение наказания за незаконный сбор личных данных граждан

Монокль
Правильный подарок Правильный подарок

Нумерология поможет не ошибиться с выбором подарка и найти идеальный презент

Лиза
«Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики «Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики

Различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия

Psychologies
По местам По местам

Как организовать удобное всем членам семьи пространство?

Лиза
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении