Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – силаHi-Tech

Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Андрей Линченко, Оксана Головашина, Даниил Аникин

Вряд ли кто-то станет отрицать, что среди коллективных представлений о войнах, которые в прошлом вела Россия, память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов занимает совершенно особое место. Причинами этого является и незначительное по историческим меркам время, прошедшее с момента завершения этой войны, и важная роль победы в ней для государства, позволявшая в советское время говорить о торжестве модели социализма, а в постсоветское время – указывать на особую моральную роль России в мировой истории. Еще одним немаловажным обстоятельством является и то место, которая занимает ВОВ в памяти нескольких поколений россиян и жителей бывшего Советского Союза, до сих пор сохраняющих в семейной памяти трагические и героические воспоминания о войне. Однако, как известно, все течет, все изменяется. Коллективная память об исторических событиях – не исключение. Достаточно популярной среди отечественных и зарубежных ученых является теоретическая концепция немецкого египтолога Яна Ассмана, который в свое время предложил оригинальный механизм постепенного изменения коллективной памяти. Согласно его взглядам, неизбежная смена поколений – источник для перехода коммуникативной памяти в память культурную, где первая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, а вторая – результат интерпретации событий прошлого под влиянием институтов памяти (СМИ, образование, наука, искусство). Другими словами, институты перехватывают память о прошлом и создают иную конструкцию прошлого, которая, как метко подмечает Я. Ассман, оказывается «делом мнемотехники».

Отечественные ученые не устают подчеркивать тот факт, что историческая память не тождественна историческому сознанию. Это в первую очередь означает, что можно помнить о событиях, но не рефлексировать о них критически. Более того, помнить можно по-разному. По точному определению ведущего отечественного исследователя проблем исторической памяти Л. П. Репиной: «историческая память есть совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом».

Появление интернета, вне всяких сомнений, свидетельствует о выходе на авансцену коллективной памяти еще одного культурного посредника, изменяющего наши представления о прошлом. Открытость интернета, его интерактивный характер позволяют ему выступать особым пространством ее трансляции. Информация в интернете, как правило, не проходит предварительной селекции и оценки, а способность сети органично сочетать все формы записи информации (звуковые, текстовые, визуальные) порождает принципиально новое соотношение в пространстве приватного и публичного, локального и глобального.

Можно ли сказать, что память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов приобретает совершенно новые смысловые оттенки в активно развивающемся российском интернет-пространстве? Нетрудно ответить на этот вопрос положительно, ведь активное развитие интернет-пабликов и социальных сетей происходит на фоне перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в современной России в память культурную, когда уходят в вечность последние представители поколения ветеранов и свидетелей войны. Гораздо сложнее другой вопрос – какие образы войны предлагают российские интернет-паблики и форумы посетителей новостных сообщений о Великой Отечественной войне? Ответить на этот вопрос мы постарались на основе двух ранее проведенных нами исследований. Первое исследование 2017 года представляло собой контент-анализ особенностей восприятия Дня Победы в российском интернет-пространстве в 2010— 2015 годах. Второе исследование 2021 года представляло собой изучение интернет-комментариев посетителей региональных новостных сайтов и пабликов Калининградской, Тульской и Томской областей о памятных мероприятиях по поводу Великой Отечественной войны.

Память о любой войне всегда опирается на коммеморации ее отдельных событий, которые выступают своеобразными точками притяжения и с особенной яркостью подчеркивают героические и трагические стороны конфликта. Обращаясь к памяти о Великой Отечественной войне, читатель без труда найдет множество таких больших и малых событий, однако наиболее знаковым, конечно, является День Победы – кульминация всех коммемораций вой-ны в российском обществе. Именно по этой причине, в наших исследованиях мы сконцентрировали внимание именно на коммеморациях 9 мая в российском интернете.

Социологические опросы, проводимые как государственными, так и негосударственными социологическими службами и агентствами, показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне в качестве одного из важнейших мировоззренческих ориентиров в современном российском обществе. Можно ли сказать, что Рунет повторяет эту тенденцию?

Одним из наиболее важных параметров, позволяющих оценить общественное внимание к тому или иному феномену, является частотность упоминаний в интернете. Для анализа частотности разработан целый ряд инструментов, из которых нами был выбран ресурс Google Ngram Viewer. Он позволяет оценить количество употреблений определенного словосочетания во всех комплексах текстов в GoogleBooks1, а также это количество по годам, что делает возможным получение наглядной картинки. Задав словосочетание «День Победы» и выбрав в качестве хронологических границ годы с 1940 по 2008, мы получили следующие результаты:

Рис. 1. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу русскоязычных текстов) Источник: по данным https://books.google. com/ngrams/graph?content

1. То есть только тех текстов, что оцифрованы в рамках проекта GoogleBooks (Прим. ред.).

На графике видно, что усиление общественного внимание ко Дню Победы отчетливо связано с очередными годовщинами этого события, причем первый пик количества публикаций связан с 30‑летием Победы в 1975 году, а затем с двумя другими круглыми датами – 40‑летием и 50‑летием. Любопытны две закономерности. Во-первых, ситуация начала 1990-х годов, когда ВОВ практически выпадает из сферы общественного внимания, возвращаясь к показателям начала 1960‑х. Это легко объяснимо не только тяжелой экономической ситуацией, но и общим снижением интереса к советскому прошлому в условиях кратковременного обретения новых мировоззренческих приоритетов. Во‑вторых, еще более существенным является снижение внимания даже к юбилеям, начиная с 2000‑х годов, когда, казалось бы, этот праздник становится главным атрибутом политической культуры.

Если посмотреть на комплекс англоязычных текстов, то можно увидеть схожие закономерности – рост интереса в период юбилеев и постепенный спад в промежутки между ними (рис. 2).

Рис. 2. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу американских англоязычных текстов)

Число пользователей сети интернет растет, однако объяснить одним этим фактом рост количества упоминаний «День Победы» почти в два раза в юбилейный 2015 год нельзя. Для дальнейшего анализа был выбран более короткий промежуток времени – со 2 по 17 мая каждого года в период с 2010 по 2015‑й. Материалы отсортированы по релевантности, что позволяет отследить наиболее популярные с точки зрения пользователей Рунета посты, так или иначе связанные с Днем Победы. Подсчет велся по всем материалам, интегрированным в сервис Яндекс.Блоги за период с 1 января по 1 июня каждого года без выбора региона поиска (рис. 3). Итак, какие же темы и их оценки являются наиболее значимыми в российском интернет-пространстве?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Музей Гуггенхайма в Бильбао: вид снаружи и изнутри

Знание – сила
Это что такое? Это что такое?

5 причин, почему мужчины дарят не те подарки

Лиза
Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Вина из США – яркие, шумные, солидные Вина из США – яркие, шумные, солидные

Знакомимся с американским виноделием

Зеркало Мира
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
Дельфины чувствуют электрические поля Дельфины чувствуют электрические поля

Дельфины используют «электрочувство» при охоте и навигации

ТехИнсайдер
Что сделал Си Цзиньпин для Китая: ликвидация нищеты и полеты на Марс Что сделал Си Цзиньпин для Китая: ликвидация нищеты и полеты на Марс

Каких преобразований господин Си добился за годы правления?

ФедералПресс
Миссис Харрис едет в Нью-Йорк Миссис Харрис едет в Нью-Йорк

«Миссис Харрис едет в Нью-Йорк»: винтажная комедия, греющая душу

Правила жизни
Маршруты Камчатки: «В приоритете туристы, обладающие экологически осознанным поведением» Маршруты Камчатки: «В приоритете туристы, обладающие экологически осознанным поведением»

Как развивается сфера туризма в одном из самых ярких и удаленных регионов России

ФедералПресс
Хождение по мухам Хождение по мухам

Как испортился квартирный вопрос и что с этим делать

Weekend
Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож

Почему иногда мы так сильно хотим избавиться от тех, кто не похож на нас?

Psychologies
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
Шестой и чувства Шестой и чувства

Что есть «Москвич 6»

Автопилот
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция

Решила прикрыть свой малый бизнес? Приготовься потрудиться

Лиза
Универмаг как кузница новых брендов Универмаг как кузница новых брендов

Николай Константинов о том, как и зачем создавать универмаги русской моды

Монокль
Стальной путь Стальной путь

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – сила
Федор Елютин: гвоздь программы Федор Елютин: гвоздь программы

История-терпение от человека, который уверен, что умеет видеть мир со стороны

Maxim
8 фактов о фильме «Убить Билла» 8 фактов о фильме «Убить Билла»

Как Тарантино снял безделушку, которую пересматривают тысячу раз

Maxim
Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий

Сектор инноваций в России продолжает развиваться благодаря господдержке

РБК
Введение в компьютерную вирусологию Введение в компьютерную вирусологию

Изобретение Фредерика Коэна поставило под угрозу главное достижение цивилизации

Наука
Работа над отношениями Работа над отношениями

Как остановить офисные конфликты и сохранить свой степлер неприкосновенным

VOICE
Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья

Мы очень хотим жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается

Psychologies
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
Губительная зацикленность на ипотеке Губительная зацикленность на ипотеке

Льготная ипотека привела к резкому удорожанию жилья и усилила дисбалансы

Монокль
«Семья — место силы и благополучия» «Семья — место силы и благополучия»

С Анной Снаткиной и Виктором Васильевым у ОK! давние и очень добрые отношения

OK!
Открыть в приложении