Искусная цифра
Как пандемия коронавируса изменила арт-рынок.
Пандемия 2020-го показала, что в условиях стресса события начинают развиваться с невероятной скоростью: вместо долгого эволюционного процесса в сфере искусства и коллекционирования мы наблюдаем ее революционную трансформацию.
Впервые за долгое время, как ни парадоксально, на рынок пришло много новых покупателей, причем особого типа. Это люди, которые не только оказались вынуждены, но и в принципе предпочитают приобретать онлайн. По некоторым оценкам, во время всемирного карантина среди покупателей произведений искусства и предметов коллекционирования в интернете оказалось около трети новичков. У кого-то банально появилось время на серфинг по сайтам аукционов и галерей, и они заинтересовались происходящим. А кому-то в принципе более комфортно приобретение в интернете, нежели походы по галереям.
Традиционная арт-среда — аукционные и выставочные залы, светские мероприятия, арт-эксперты — многим покупателям новой волны казалась чересчур снобистской и этим их отталкивала; благодаря развитию онлайн-проектов эти люди оказались избавлены от необходимости погружения в чуждую для себя атмосферу. Если покупатели предыдущих поколений привыкли к тесному контакту с арт-консультантами, то коллекционер новой формации ощутимо более интровертен, независим, у него иной подход к поиску и обработке информации. Для него комфортнее спросить Google, чем позвонить арт-дилеру. Он проводит свои исследования сам и, как правило, неплохо разбирается в теме. Ему важно сразу получить описание предмета в деталях, вплоть до искусствоведческой оценки и провенанса, и он хочет понимать, сколько стоит предмет. Так что транспарентность арт-рынка, столь вожделеемая государствами (их фискальными службами в первую очередь), оказалась не менее востребована и этим новым клиентом.
Рост новой формации покупателей не остался незамеченным.
Во-первых, теперь все чаще для получения полных сведений о предмете, включая цену, достаточно зайти на сайт галереи. Во-вторых, увеличение количества покупателей новой волны спровоцировало лавину онлайн-контента: вебинаров, обучающих курсов, мероприятий в формате public talk. Таким способом арт-дилеры стараются завоевать доверие новых клиентов, снова став их гидами в мире коллекционирования, но уже виртуальными. Любопытное последствие: тотальная диджитализация неуклонно ведет к тому, что арт-рынок (пожалуй, впервые столь явно) теряет флер элитарности, становясь все более демократичным.
В-третьих, столь заметный приток «свежей крови» на рынок породил уникальную ситуацию. Впервые опять-таки за много лет (если не за всю историю рынка) спрос на новые сервисы настолько опережает предложение, что многим галереям и аукционным домам приходится практически «на коленке», в авральном ручном режиме создавать новые виды диджитал-продуктов. Результат — повсеместная разработка онлайн-кабинетов, виртуальных выставочных залов и просмотровых комнат, новых способов демонстрации объектов и оплаты услуг, новых видов информационного сопровождения сделок.
Получив столь сильный импульс роста, сегмент цифровых услуг активно отвоевывает позиции в экосистеме рынка предметов искусства и коллекционирования, потеснив традиционные сервисы. Если лейтмотивом 2018–2019 годов было усиление юридических и комплаенс-отделов аукционных домов, то в эру постпандемии нас ждет развитие диджитал-отделов и появление новых онлайн-проектов. Ситуация, при которой «цифровой клиент» становится приоритетнее обычного (а именно это и происходит), приведет к скачку развития VR-, AR- и XR-технологий, хотя интерес к ним на арт-рынке до сего дня был толком не сформирован. Среди других диджитал-направлений можно назвать цифровую сертификацию: внедрение цифровых паспортов, удостоверяющих аутентичность покупаемого предмета. Это рано или поздно приведет к созданию глобальных баз данных картин и других предметов коллекционирования. Что в свою очередь даст толчок к развитию аналитики — более полной, глубокой и независимой. Это повысит доверие к рынку, что еще облегчит вхождение в него новых участников и привлечет новые деньги. Кроме того, наличие большого массива аналитических данных и доступность цифровых сервисов простимулируют развитие новых форм владения искусством. В первую очередь вариантов группового владения предметом на основе токенизации (покупатель является владельцем условной части предмета, так называемого токена, и может получать прибыль при росте его рыночной стоимости).