Парни с коробками
Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна. Потерпев неудачу на родине, они перезапустили проект в США и привлекли $2 млн инвестиций
Михаил Крымов, 37-летний москвич, не любит, когда его изобретение — модульные «коробки» для сна и отдыха Sleepbox — называют капсулами. Сам он сравнивает капсулы с гробами. Вдохновившись железнодорожными купе, он вместе с партнером Алексеем Горяиновым в 2009 году придумал модульные мини-комнаты. Там есть кровать, тумбочка, место для багажа, розетки и все, что нужно путешественнику, который застрял в аэропорту и ищет место, где подремать несколько часов. Хотя эти «коробки» вызвали интерес у аудитории, запустить микрогостиницу из отдельно стоящих комнат в российских аэропортах им так и не удалось. «Рынок был не готов», — оправдываются партнеры. Но они попробовали перезапустить проект в США. В 2019-м открыли отель Sleepbox из 16 модульных комнат в международном терминале Вашингтонского аэропорта им. Даллеса и стали партнером клиентской программы Priority Pass. За первый год стартап получил выручку $400 000.
Технологический заряд
Михаил Крымов родился в театральной семье. Его отец — потомственный режиссер и известный сценограф Дмитрий Крымов в прошлом ставил спектакли в МХТ им. Чехова, Театре на Малой Бронной, Театре драмы и комедии на Таганке, а сейчас руководит собственной творческой лабораторией. Крымов-младший же решил стать архитектором. Подрабатывать начал со второго курса МАРХИ. В 2006-м, после четырех лет работы в «Моспроекте» попробовал запустить небольшую мастерскую. Год спустя архитектурное бюро Тимура Башкаева привлекло его к реконструкции диспетчерского центра Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК). Именно тогда он и познакомился со своим будущим партнером Алексеем Горяиновым. Молодые архитекторы быстро сошлись. «Мы оба футуристы», — объясняет Крымов. Их стараниями диспетчерская, из которой управляли электрическими сетями Москвы и области еще со времен СССР, стала похожа на современную космическую станцию.
Крымов и Горяинов открыли бюро Arch group, вложив на старте 200 000 рублей собственных накоплений. Доли в бизнесе поделили пополам. Якорным клиентом стал ФК «Локомотив» — заказчику понравился их проект для МОЭСК. Следом пришли ОДУ Центра, «Аэроэкспресс». Но за первые полтора года им так и не удалось ничего заработать — кризис 2008 года спутал все планы. Примерно тогда же совершенно случайно они нашли новую идею для бизнеса. Однажды Крымов возвращался из Парижа в Москву. Рейс вылетал около пяти утра. Общественный транспорт в это время уже не ходил, а добираться на такси было дорого. Поэтому он приехал в аэропорт заранее, чтобы провести там ночь. На неудобных креслах в зоне ожидания вместе с ним ютилось еще человек 40, кресел хватило не всем, многие спали прямо на полу. «Люди потратили немало денег на путешествие в Париж, а теперь ждут свой рейс в таких условиях», — вспоминает архитектор. Вернувшись, Крымов поделился впечатлениями с Горяиновым, и они за ночь придумали Sleepbox — небольшие модульные кабины для отдыха, которые можно разместить в общественном интерьере.
Бюджетный турист
После публикаций в профильных изданиях на Arch group посыпались запросы на Sleepbox из Саудовской Аравии, Китая, Чехии. Но у партнеров тогда были только 3D-картинки проекта. Воодушевившись откликом, они решили создать прототип. Привлечь инвестиции не удалось — финансировали все сами.
Первый Sleepbox произвели в 2011 году на контрактном производстве в Перми за $15 000. Чтобы привлечь клиентуру, партнеры выставили демонстрационную модель «коробки» в терминале «Аэроэкспресса» в Шереметьево. О локации договорились с управляющими «Аэроэкспресса», для которого в то время создавали проект диспетчерского центра. Они просто искали покупателей на свои «коробки», потому что открыть микроотель в аэропорту не решались: затраты высокие, а опыта в гостиничной сфере у них не было. Да и аэропорты встретили новинку без энтузиазма.