Фаберже — инструмент капиталиста
На торгах Christie’s — собрание Фаберже одного из ведущих коллекционеров 1970–1990-х годов, бизнесмена Гарри Вульфа. Аукционный дом готов зафиксировать новые рекорды цен: изделия фирмы Фаберже по-прежнему в числе самых доходных альтернативных инвестиций. Forbes разбирался в истории вопроса.
Шестнадцатого ноября 1994 года в лобби отеля Le Richemond в Женеве, где дважды в год торговал русским искусством аукционный дом Christie’s, вошел высокий крупный господин в строгом костюме. За окнами смеркалось. До начала вечернего аукциона было еще достаточно времени. Раскрыв каталог предстоящих торгов, он двинулся вдоль витрины, сравнивая фотографии с выставленными предметами. Это был Гарри Вульф, седовласый, под стать своей фамилии загорелый, как морской волк. Фармацевтический магнат на пенсии, одержимый коллекционер Фаберже. Привыкший решать все вопросы самостоятельно, Вульф не доверял дилерам, сам разъезжал по аукционам, галереям и выставкам. В этот раз в Женеву его привел особенный интерес — «Зимнее яйцо» фирмы Карла Фаберже, изготовленное по заказу Николая II для подарка своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1913 года. Но до начала торгов никто не должен был догадаться, что на уме у Вульфа.
В 1994 году в Россию вернулся Солженицын, правительство покинул Егор Гайдар. Шла война в Нагорном Карабахе, в бывшей Югославии, в Грузии и Абхазии. Совсем немного оставалось до начала войны в Чечне. Одиннадцатого октября случился «черный вторник»: курс рубля упал на бирже до 3926 рублей за доллар (средняя зарплата в стране составляла 220 000 рублей); 17 октября в редакции газеты «МК» был взорван журналист Дмитрий Холодов, автор расследований махинаций с армейским имуществом и недвижимостью в Западной группе войск на территории бывшей ГДР; 22 октября газета «Коммерсантъ» анонсировала предстоящие русские торги Christie’s в Женеве и их «голубую фишку» — императорское «Зимнее яйцо» Фаберже. В заметке спецкора допущена забавная ошибка: бриллианты огранки роза, украшающие хрустальное яйцо, названы розовыми — очевидно, текст написан вслепую, без картинки перед глазами. Электронной почты еще не существует, почта России не успевает доставлять каталоги торгов в срок. Как выглядит «Зимнее яйцо», проданное в 1920-х годах советским «Антиквариатом» лондонской галерее Wartski, в бывшем СССР знают лишь несколько музейных работников.
Тем не менее аукционные дома вовсю осваивают русский рынок. В аукционных залах Нью-Йорка, Женевы, Лондона и Парижа уже звучит русская речь. До знаменитой кавалерийской атаки Виктора Вексельберга, весной 2004-го за неделю до аукциона снявшего с торгов Sotheby’s коллекцию Фаберже, принадлежавшую Малкольму Форбсу (эксперты арт-рынка оценили сумму закрытой сделки в $100 млн), остается еще почти 10 лет, 13 лет — до покупки на Christie’s ротшильдовского яйца Фаберже за $18,5 млн другом Путина Александром Ивановым.
Пока же в Европе и Америке изделия Фаберже имеют репутацию дорогих игрушек для узкого круга ценителей. Увлечение ими — своего рода знак принадлежности к нему. Фаберже есть в коллекциях британской аристократии и королевы Елизаветы II, в собраниях королевских домов Дании, Швеции, Сиама, у махараджей Индии, европейской знати и у богатых промышленников, нуворишей XX века.
Многие коллекционеры связаны с Россией кровными узами. Предки лондонца Гарри Вульфа — выходцы из России. В родословной дипломата, ливанца Вильяма Казана прослеживается линия хазарского каганата. За счет Фаберже и неразрывно связанной с брендом истории царской семьи бизнесмены добавляют веса своей репутации. В 1965 году первое яйцо Фаберже купил Малкольм Форбс, основной владелец и издатель журнала Forbes. В 1967 году уже девять драгоценных яиц были выставлены в помещении редакции на Манхэттене в честь 50-летия Малкольма. По богатству экспозиции Фаберже вход в редакцию Forbes лишь немного уступал Оружейной палате Московского Кремля, где на тот момент хранилось 10 императорских яиц Фаберже.
С начала 1970-х Фаберже коллекционировал аферист и плейбой, сын итальянского актера и наследницы нефтяной империи Техаса, друг Рейгана и Киссинджера, называвший себя бароном, Энрике ди Портанова. 142 предмета из его собрания были проданы осенью 2000 года за $3 млн. Самым дорогим лотом стал портрет Николая II в рамке из золота трех цветов с бриллиантами и эмалью гильоше, подарок царя персидскому правителю, сделанный 8 июня 1914 года. Лот ушел за $347 000, больше чем вдвое превысив эстимейт, предаукционную оценку. В 1989 году пасхальное яйцо «Сосновая шишка», изготовленное Фаберже в 1900 году по заказу золотопромышленника Александра Кельха, купила за $3 млн Джоан Крок, вдова создателя McDonald’s, владелица бейсбольной команды San Diego Padres, много лет поддерживавшая фестиваль искусства Фаберже в Сан-Диего.