Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

ForbesАвто

Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения.

Текст Кирилл Горский

В 2020 году Toyota Motor стала крупнейшим автоконцерном планеты. Доля России в ее глобальных продажах невелика — всего 1,62%, но в нашей стране эта марка и популярна, и значима: с выручкой 263,9 млрд рублей Toyota занимает восьмое место в рейтинге 50 иностранных компаний в России и входит в тройку крупнейших продавцов автомобилей. Forbes рассказывает историю легендарной компании.

На руинах железных дорог

В начале XX века Япония была одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. В стране шли быстрые реформы, росла промышленность, железнодорожная сеть покрыла всю страну, развивалась банковская сфера. Процесс плотно контролировался правительством, которое определяло стратегические направления развития отраслей, выделяло субсидии и почти по-госплановски ставило задачи промышленным группам, решая, какие направления хозяйства нужно развивать. Но до 1923 года из сферы внимания правительства страны и крупных промышленников начисто выпадал автопром: считалось, что с транспортировкой грузов справляются железнодорожные и морские перевозки, а личный транспорт — блажь, не стоящая внимания. Появлялись единичные опытные образцы машин, но до крупносерийного производства дело не доходило: к примеру, первый японский серийный автомобиль Mitsubishi Model A (копия одной из моделей FIAT) был выпущен в 22 экземплярах.

Ситуацию развернуло Великое землетрясение Канто 1923 года, в котором погибло от 140 000 до 160 000 человек — больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы. Оно уничтожило не только два крупнейших города Иокогаму и Токио, но и железные дороги на берегах Токийского залива; власти обнаружили, что не в состоянии оперативно эвакуировать пострадавших, подвозить спасателей и продовольствие, а затем восстанавливать регионы.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, была принята программа автомобилизации — прежде всего с упором на грузовики и автобусы. За 1920-е годы при полной правительственной поддержке в стране появились сборочные производства Ford, GM и Chrysler. В 1930 году в Японии выпускалось уже около 20 000 автомобилей в год, и тогда императорское правительство решило, что иностранцы свое дело сделали, пора японцам стать хозяевами в своем автопроме. В 1931 году начали вводиться протекционистские меры для развития национальной автоиндустрии. Через два года, 1 сентября 1933 года, в известной своими текстильными станками компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение.

Сына плотника Сакити Тоёду в биографиях иногда называют японским Эдисоном. На рубеже XIX и XX веков он сделал несколько прорывных изобретений. Среди них ткацкий станок, который автоматически останавливался, когда рвалась подаваемая нить, а затем полностью автоматический ткацкий станок с электроприводом. Интересно, что сформулированный им принцип дзидока — автоматической остановки работы при возникновении любых проблем на производственной линии — до сих пор является одним из столпов производственной культуры Toyota. К середине 1920-х Сакити Тоёда был совладельцем текстильных фабрик в Японии и Китае, которые объединил в компанию Toyoda Automatic Loom Works. Бизнес был построен по клановому принципу: непосредственно руководил компанией зять Сакити Ридзабуро Тоёда, а сын основателя бизнеса Киитиро изучал за рубежом инженерное дело. Ридзабуро Тоёда, возглавивший семейный бизнес после смерти в 1930 году Сакити, принял решение инвестировать деньги, полученные от продажи лицензии на производство станков, в автомобильное производство. Возглавил его, понятно, Киитиро Тоёда.

Первой разработкой Toyota (в написании компании и марки заменили одну букву, чтобы сделать произношение благозвучным) стал шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель, скопированный с мотора Chevrolet 1929 года. Мощность и габариты мотора позволяли устанавливать его как на легковые машины для розничного рынка, так и на легкие грузовики: компания получила госзаказ на 3000 грузовых автомобилей. Оборудованные этим двигателем и выпущенные в середине 1930-х годов легковая Toyota AA и грузовая G1 позаимствовали конструкцию у Dodge и Chevrolet. К этому моменту японское правительство вытеснило американских производителей со своего рынка, и первый завод Toyota, введенный в действие в 1936 году, быстро наращивал производство. К началу Второй мировой войны Toyota Motor, ставшая в 1937 году самостоятельной компанией, уже была крупным поставщиком грузовиков для государства и армии. Помимо грузовых автомобилей, она строила амфибии и первые внедорожники собственной разработки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
«Мона Лиза и кровавая луна» — самый дикий фильм Венецианского фестиваля. Это как «Очень странные дела», только для взрослых «Мона Лиза и кровавая луна» — самый дикий фильм Венецианского фестиваля. Это как «Очень странные дела», только для взрослых

«Мона Лиза и кровавая луна» — готовьтесь ко встрече с ведьмами и гопниками

Esquire
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Снимают фильмы, закрывают лица: как звезды пытаются помочь женщинам Афганистана Снимают фильмы, закрывают лица: как звезды пытаются помочь женщинам Афганистана

Как многие знаменитости пытаются помочь афганкам обрести свободу

Cosmopolitan
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Как устроен замок и сколько стоит его построить? Как устроен замок и сколько стоит его построить?

Поговорим о тонкостях постройки замков

Популярная механика
Принятие неизбежного Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

Forbes
Уборка в квартире, где живет питомец: 5 полезных советов Уборка в квартире, где живет питомец: 5 полезных советов

Несколько простых лайфхаков помогут хозяевам животных навести чистоту

Psychologies
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Мне нужны твои камбэки? Мне нужны твои камбэки?

Разбираемся, почему на экранах так много сиквелов и ремейков и как с этим жить

Glamour
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Как рыба в воде Как рыба в воде

Как этот юноша с горящим взором стал главной кинозвездой, прямо здесь и сейчас

Glamour
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин

Бриан Картер решила выложить снимки, чтобы выступить против фотошопа

Cosmopolitan
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
«Телевизор» и «дом с глобусом»: история здания ТАСС «Телевизор» и «дом с глобусом»: история здания ТАСС

Как разрабатывали проект здания ТАСС

Культура.РФ
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Право голоса Право голоса

Почему кино взяло курс на дайверсити?

Vogue
Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Рука для Терминатора: как создаются манипуляторы для российских андроидов Рука для Терминатора: как создаются манипуляторы для российских андроидов

Промобот: Как происходит разработка руд для российских андроидов

Популярная механика
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
6 конспирологических теорий о катастрофах 11 сентября 2001 года 6 конспирологических теорий о катастрофах 11 сентября 2001 года

Мифы вокруг теракта 11 сентября в США

Популярная механика
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Большой перемене 19 лет! Большой перемене 19 лет!

"Большая перемена": команда, студенты и способы поддержать фонд

ПУСК
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Быть в балансе: простые правила питания для снижения сердечно-сосудистого риска Быть в балансе: простые правила питания для снижения сердечно-сосудистого риска

Здоровые пищевые привычки, которые снизят вес и нормализуют давление

Inc.
Лабораторная работа Лабораторная работа

Алексей Ремез строит бизнес на цифровой диагностике онкологических заболеваний

Forbes
ИТЭР: первый в мире термоядерный реактор, способный работать на морской воде ИТЭР: первый в мире термоядерный реактор, способный работать на морской воде

ИТЭР должен стать прототипом будущих электростанций

Популярная механика
Семейные ценности Семейные ценности

Самый громкий скандал разразился из-за наследства Олега Бурлакова

Forbes
Вкусные «антидепрессанты»: 10 продуктов, которые содержат триптофан Вкусные «антидепрессанты»: 10 продуктов, которые содержат триптофан

Возможно, в вашем рационе не хватает одной аминокислоты – триптофана

Psychologies
Открыть в приложении