Дон автохтон
Чем грозит виноделам возвращение к истокам.
В поисках самоидентификации винодел часто хватается за глиняные кувшины и испытывает автохтонные сорта винограда. Автохтонными (а также аборигенными или эндогенными) принято называть местные, коренные, исконные для какой-то территории рода и виды растений, животных и даже людей. Увлечение автохтонами — тренд, подогревший винную тусовку до температуры кипения. Автохтоном, кстати, звали мифического царя Атлантиды.
Изучение возможностей автохтонных сортов в виноделии началось как реакция на повсеместное распространение французских сортов винограда. Распространение это имело как минимум две мощные волны. Первая разошлась по миру эхом в середине XIX века, после громкого успеха классификации вин Бордо 1855 года, представленной на Всемирной выставке в Париже. Вторая накрыла винный мир уже в конце века двадцатого.
Расцвет винной критики и рейтингов сделал виноделов жертвами переменчивой моды. Если в 1980-е годы ради попадания в винный хит-парад надо было высаживать «каберне», «мерло» и «шардоне», а в название торговой марки желательно вставлять слово «chateau», то примерно с конца 1990-х пришлось задуматься о возвращении к сермяжной правде аборигенов. Первым из грандов европейского виноделия начало работы с автохтонами провозгласил Мигель Торрес, который этому направлению посвятил одно из своих топовых вин Grans Muralles. В его состав, кроме широко распространенных средиземноморских красных сортов «гарнача» («гренаш»), «кариньена» («кариньян»), «монастрель» («мурведр»), вошли старинные каталонские сорта «гарро» и «керол». Винные критики подхватили тему, и с первых же лет нового тысячелетия многочисленные энтузиасты виноделия по всей Европе ринулись на поиски ампелографической Атлантиды.