Мнение. Регуляторы
Перетягивание рубля
Каким может быть курс рубля в 2017 году в условиях борьбы Минфина и Центробанка.
С февраля 2017 года наступил новый этап в курсовой политике властей: правительство, выражавшее недовольство укреплением рубля, перешло от слов к делу, и Минфин приступил к покупке иностранной валюты на величину нефтегазовых доходов, превышающих заложенный в бюджет уровень. При этом Банк России заявил о приверженности политике плавающего курса, отсутствии ценовых ориентиров валютного рынка, но не оставил принятое решение без внимания: на очередном заседании совета директоров он не только не изменил ключевую ставку, но и заявил, что ее придется дольше держать на текущем уровне, чтобы снизить влияние покупок Минфина на инфляцию. Минфин поясняет, что начинает свою программу, по сути, интервенций «в целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы». Желание экономических властей уменьшить амплитуду нефтяного маятника совершенно оправданно: именно для этих целей в свое время был создан Стабилизационный фонд, который был разделен на Фонд благосостояния и Резервный фонд. Финансирование дефицита бюджета из последнего стало палочкой-выручалочкой для правительства, когда экономика перешла в рецессию. Заодно продажи валюты Минфином из Резервного фонда помогли стабилизировать валютный рынок зимой 2014/2015, когда отпущенный Банком России рубль перешел в свободное падение. Таково предназначение фонда — он помогает смягчить влияние резкого изменения сырьевых цен на национальную экономику и облегчить течение «голландской болезни». Многие нефтяные страны создали такие фонды, и их функционирование является свидетельством силы общественных институтов в стране. Так, например, Норвегии, имеющей похожую на Россию долю нефтегазовых доходов к ВВП (21% против 17%) и экспорту (60% против 52%), удалось создать крупнейший суверенный фонд на $900 млрд. На другом полюсе — Нигерия с 35%-ной долей нефтяного сектора в ВВП и попыткой создания Стабилизационного фонда, в котором не удалось накопить более $300 млн, тут же потраченных на «компенсацию гражданам расходов на бензин». В этом спектре Россия находится посередине: в 2000-х годах удалось скопить