Волна долговых кризисов неизбежна
Как институты развития могут работать в международных проектах

О грядущем (или уже наступившем) долговом кризисе не говорит и не пишет только ленивый. Этой дискуссии не один и не два года, многим она начинает казаться скорее академической, чем практической. Действительно, большинство собеседников, даже подготовленных, разговор о возможных крупных дефолтах не воспринимает всерьез. А зря. Мировая экономика пережила три волны долговых кризисов: латиноамериканский, азиатский и европейский, затронувший сравнительно слабые экономики ЕС. Сейчас грядет четвертая волна. Ей уже давно пора обрушиться. Пока этот момент не наступил, но избежать ее едва ли возможно.
В ООН бьют тревогу по поводу ситуации в развивающихся странах, и «двадцатка» в своих документах осторожно признает, что их долговая нагрузка растет. Но официальные институты лукавят. «Слабаки» (развивающиеся страны) в большинстве своем еще не перешагнули уровень опасных долговых коэффициентов, за реструктуризацией задолженности обратились считаные страны, самая крупная из них — Шри-Ланка. Самые серьезные проблемы — у ряда развитых стран, хотя это обстоятельство не обсуждается на официальном уровне даже за закрытыми дверями.
Базовая проблема здесь состоит в том, что заимствования всегда завязаны на политические циклы, циклы выборности. Это верно для любой страны, исповедующей демократические принципы. Те, кто у власти, хотят остаться у руля, берут много денег на долговых рынках. Масштабы последующего банковского кризиса, конечно, будут разными: одно дело — Ангола, другое — США. Можно вспомнить Аргентину с инфляцией 2000% в год и Турцию с процентными ставками 70% годовых и т. д.
С точки зрения глобальной финансовой стабильности самая серьезная ситуация сейчас в США. Дефолт как таковой там, конечно, вряд ли допустят. Но, чтобы его не объявлять, придется обратиться за помощью к ФРС, то есть, по сути, запустить процесс накачки денежной массы. Его следствием станет инфляция или даже гиперинфляция.
У России здесь особая ситуация. Проблем с госдолгом у нас нет, хотя есть сложности с привлечением прямых иностранных инвестиций и с доступом на зарубежные финансовые рынки. В условиях санкций для нас на первый план выходит дипломатия, точнее, финансовая дипломатия. Это основа основ поддержания взаимного доверия. Без доверия нет и не будет бизнеса. Чем выше уровень доверия между партнерами, тем вероятнее выход на конкретные договоренности. Но возможности для разговора с партнерами сейчас ограниченны. На двусторонние контакты они почти не идут.