Китайская Xiaomi вышла на IPO

ЭкспертБизнес

Xiaomi прикинулась экосистемой

Один из крупнейших в мире производителей мобильных телефонов китайская Xiaomi вышла на IPO. Инвесторам компания представляется поставщиком интернет-сервисов, хотя это лишь малая часть бизнеса Xiaomi. К тому же компания несет хронические убытки из-за агрессивного роста

Константин Пахунов

Производитель смартфонов и прочих гаджетов Xiaomi разместил свои бумаги на Гонконгской фондовой бирже, торги акциями начнутся 9 июля. Из ожидаемых 6,1 млрд долларов привлечь удалось только 4,7 млрд. Исходя из этого рынок сейчас оценивает компанию на уровне 54 млн долларов (Xiaomi надеялась на 65–75 млрд). Таким образом, мультипликатор P/S (Price/Sales; это частное от деления капитализации компании на ее выручку) находится в районе 3,1 (для сравнения: у Apple, производителя популярнейших iPhone, этот показатель в 2017 году составлял 3,9, в текущем — 3,74). А вот по показателю P/E (Price/Earnings; отношение рыночной стоимости акции к годовой прибыли на эту бумагу) сравнить Xiaomi с аналогами не получится, он у компании отрицательный: холдинг все еще убыточен.

Недобрали

Xiaomi вообще пришлось скорректировать свои ожидания в ходе IPO. Например, изначально предполагалось выпустить ценные бумаги на десять миллиардов долларов в рамках режима двойного листинга: примерно половину продать на Гонконгской бирже в виде собственно акций, а остальное — в виде CDR (китайских депозитарных расписок). Но со вторым пунктом не получилось. Производитель смартфонов не смог вписаться в жесткие правила листинга на Шанхайской бирже. «Мы сначала осуществим листинг в Гонконге, а затем рассмотрим перспективы эмиссии китайских депозитарных расписок на материке», — заявляли в компании.

Интересно, что к IPO Xiaomi подтянулись желающие «поучаствовать». Российская компания Blackmoon выпустила токены для тех, кто хочет принять участие в IPO Xiaomi. Цена такого токена определяется ценой акции Xiaomi на IPO. В качестве платы принимаются самые популярные криптовалюты биткойн, эфир и лайткойн. Пресс-служба Xiaomi заявила, что производитель смартфонов не разрешал токенизировать свои акции и не в курсе инициативы российской компании.

Тем не менее размещение вызвало живой интерес среди институциональных инвесторов (якорными инвесторами выступили производитель процессоров Qualcomm, китайский фонд CICFH Entertainment и китайский же телекоммуникационный оператор China Mobile). А вот розничные инвесторы Xiaomi раскупать акции не торопились, хотя ряд известных игроков все-таки засветился. В частности, по данным Bloomberg, в компанию вложились Джордж Сорос, китайский миллиардер Ли Кашин (ранее возглавлял правление гонконгского конгломерата CK Hutchison Holdings), основатель Alibaba Джек Ма и председатель совета директоров ИТ-компании Tencent Пони Ма.

Привлеченные средства Xiaomi планирует распределить следующим образом: десять процентов пойдет на вознаграждение сотрудников; остальное — поровну на разработку новых гаджетов (от смартфонов до гироскутеров и рисоварок), создание продуктов IoT (интернета вещей) и глобальную экспансию.

Причина существенной разницы между изначальными планами IPO и более чем скромным результатом — существенное несовпадение взглядов на компанию ее топ-менеджмента и участников рынка. Лэй Цзюнь, основатель и генеральный директор Xiaomi, анонсируя IPO компании, отметил, что Xiaomi — интернет-компания. Более того, в проспекте эмиссии прямо сказано, что Xiaomi — инновационная компания, которая планирует построение глобальной экосистемы на базе своих гаджетов и сервисов.

Действительно, Xiaomi сегодня имеет видео- и микрокредитный сервис в Китае и сервис потокового видео в Индии.

Однако, если посмотреть структуру бизнеса компании, становится очевидно, что пока, несмотря на все усилия по диверсификации, основной бизнес Xiaomi (более 70%) — это как раз смарфоны, которые компания пытается крайне агрессивно продавать, и у нее это получается.

Инвесторам так нравится быстрый рост бизнеса Xiaomi, что они закрывают глаза на убытки

Источник: Bloomberg, данные компании

Яблоко по-китайски

Похоже, за действительно быстрый рост инвесторы готовы простить Xiaomi такую подмену понятий. Так, из данных международной исследовательской и консалтинговой компании IDC следует, что в первом квартале текущего года Xiaomi заняла 8,4% мирового рынка смартфонов против 4,3% годом ранее. Цифра прироста доли впечатляет. Для сравнения: доли Samsung, Apple и Huawei составили 22, 15, и 11% в этом году против 20,9, 14, и 9,8% в 2017-м. Кроме того, Xiaomi умудрилась нарастить долю на фоне общего замедления мирового рынка смартфонов (аналитики IDC в 2017 году заметили первое в истории снижение поставок на 0,1%). Получается, Xiaomi ухитряется плыть против течения. Компанию часто сравнивают с Apple. Оно и неудивительно: у китайских смартфонов уже есть своя аудитория «mi-фанов». При этом «объектом обожания» становятся не столько сами гаджеты, сколько платформа MIUI, на которой, судя по всему, в дальнейшем и будет строиться вся экосистема Xiaomi; глава компании Лэй Цзюнь имеет репутацию китайского Стива Джобса, а сама компания растет ударными темпами, находясь на четвертом месте по доле рынка после Samsung, Apple и Huawei.

Основное отличие от Apple (кроме цены на гаджеты, поскольку Xiaomi делает упор именно на бюджетные модели) в том, что если выручку компания имеет вполне приличную, то вот с прибылью все заметно хуже. В первом квартале 2018-го, прямо накануне IPO, Xiaomi отчиталась об убытках за квартал в размере 1,09 млрд долларов. В заявке на IPO причиной убытков называется выпуск преференциальных акций инвесторам и сотрудникам (что для IPO вполне обычное дело). Следующими пунктами расходов стали маркетинг и разработки. Кроме того, компания активно вкладывается в скупку стартапов. Задача-максимум — построение собственной экосистемы. Xiaomi пытается перестроить и диверсифицировать свой бизнес после проблем 2016 года, когда компания отказалась от традиции раскрывать данные о продажах смартфонов. По оценкам некоторых аналитиков, в тот год продажи упали до 41 млн смартфонов (по другим данным, до 53 млн), хотя объем продаж за 2015 год сама компания оценила в 70 млн штук.

Маржинальность продажи смартфонов при этом у Xiaomi очень низкая — всего 8,8%. Чтобы наращивать долю рынка, Xiaomi поступается рентабельностью; вопрос в том, на сколько еще ее хватит.

«Первые несколько лет мы рвались вперед слишком быстро. Мы создали чудо… Поэтому теперь нам нужно затормозить, чтобы заняться улучшениями и обеспечить долгосрочный рост в будущем», — отметил тогда в письме своим сотрудникам Лэй Цзюнь.

Xiaomi развивается, продолжая оставаться убыточной

Источник: данные компании

Основной бизнес Xiaomi - продажа смартфонов

Источник: данные компании

Рисоварка выходит в интернет

Попытки производителя смартфонов перейти на более высокую ступень интернет-системы и продуктов для IoT вполне логичны с точки зрения бизнеса. Правда, интернет вещей в Xiaomi представляют себе несколько своеобразно. Вот как старший вице-президент Xiaomi Ван Сян в одном из интервью обозначил планы компании по развитию экосистемы: «Покупка телефона или телевизора — редкое событие. Как часто вы за этим ходите в магазин? Но что если вам еще нужны Bluetooth-колонки, подключенная к интернету рисоварка или бюджетный воздухоочиститель в Китае? И каждый из этих продуктов не только лучший в своем классе, но и стоит дешевле существующих аналогов? Наша экосистема дает клиентам новые необычные продукты, ранее не существовавшие, чтобы они возвращались в наши магазины, чтобы посмотреть, что еще у нас есть».

Стоит подчеркнуть разницу между продавцом смартфонов и инновационной компанией. Лучше всего она видна на мультипликаторах P/E: интернет-компании стоят намного дороже производителей смартфонов. У Apple этот показатель составляет 18. У «чистых» интернет-компаний Alibaba или Tencent P/E превышает 40. У Xiaomi этот показатель пока и вовсе отрицательный из-за убытков.

Зарубежные эксперты в оценках будущего Xiaomi ожидаемо расходятся. Связано это еще и с тем, что компания информацию о себе раскрывает крайне неохотно, да и на вопросы отвечать не любит. Так, когда Xiaomi собралась на Шанхайскую биржу, Китайская регуляторная комиссия по ценным бумагам послала список из 84 вопросов, включая вопрос, действительно ли Xiaomi является интернет-компанией. В качестве ответа компания решила подождать с CDR неопределенное время. Видимо, их выпуск произойдет, когда на вопрос китайского регулятора о статусе интернет-компании Xiaomi сможет ответить утвердительно. Как итог, оценки справедливой капитализации Xiaomi колеблются от 100 млрд долларов (столько компания надеялась получить в самом начале, когда еще лелеяла планы разместиться и в Шанхае) до 3,1 млрд долларов. Например, аналитик азиатской финтех-компании Smartkarma То Жень Жу считает, что кредо Xiaomi «Удивительные товары по честным ценам» не касается IPO и желание привлечь шесть миллиардов долларов сильно завышено. Динамика акций на Гонконгской бирже покажет, что же рынок думает о планах эмитента и, главное, о том, по силам ли они Xiaomi.

Фото: ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Кража личного пространства Кража личного пространства

В России обостряется проблема утечки персональных данных

Эксперт
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Открыть в приложении