Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру

ЭкспертБизнес

Всегда начеку: как крупному бизнесу выстроить устойчивую сервисную ИТ-модель

Зачем Трубная металлургическая компания объединяет цифровую инфраструктуру на базе экосистемы ТМК++

Александр Лесных

Киберучения для отработки навыков ИТ-подразделений ТМК

Большинство российских компаний намерены изменить подход к вопросу поддержки ИТ-решений, инфра структуры и сервисов и собираются заключить партнерские соглашения со специализированными компаниями. Но крупный бизнес в силу своей специфики вынужден искать альтернативные решения. О том, как эту проблему решают в ТМК, — в материале «Эксперта».

Собственный сервис

Согласно данным совместного исследования TAdviser и компании КРОК, в этом году 78% российских компаний собираются обратиться к партнерам за сервисным обслуживанием своей технологической инфраструктуры. Причем почти треть призналась в критических трудностях с техническим и программным сервисом, а еще четверть — в серьезных проблемах с дальнейшим развитием своего цифрового ландшафта.

Это иллюстрирует два взаимосвязанных тезиса: цифровые инструменты поддержки бизнес-процессов стали незаменимы для сохранения конкурентоспособности компаний, а их непрерывную и отказоустойчивую работу можно обеспечить только с помощью надежного сервиса и поддержки корпоративной ИТ-системы.

Но если сектор МСП может закрыть эту потребность благодаря аутсорсингу всех ИТ-функций, то у крупного холдинга такой механизм вызовет существенные проблемы. Во-первых, колоссальный объем задач по всем отдельным компаниям группы потребует привлечения не просто одного сервисного партнера, а целого пула подрядчиков. Это естественным образом скажется на безопасности и отказоустойчивости решений. Во-вторых, использование аутсорс-модели в рамках холдинга не позволит ему обрести собственные компетенции и поставит его в прямую зависимость от конъюнктуры рынка, собственных рисков внешних сервисных ИТ-компаний и прочих неподконтрольных ему ситуаций.

Как рассказал «Эксперту» директор по информационным технологиям ТМК Дмитрий Якоб, в его компании формирование собственных служб поддержки цифровых решений началось давно — в середине 2000-х. В 2021 году было принято стратегическое решение выделить сервисную функцию в отдельную компанию и консолидировать в ней всю работу по обслуживанию ПО и аппаратной составляющей. Как стало ясно позднее, с этой идеей ТМК «попала в десятку».

«Рано или поздно любая крупная компания, которой необходимо постоянно обслуживать внутренние цифровые процессы, оказывается перед выбором: внедрять ей сервисную модель или нет. К тому же по мере роста становится понятна необходимость стандартизации данных, унификации подходов к схожим задачам, а также быстрого реагирования на нештатные ситуации. В распределенных структурах добиться всего этого сложнее, — говорит Дмитрий Якоб. — Мы разрабатывали разные варианты: сделать центр ИТ-сервиса частью общего центра обслуживания или выделить в отдельную компанию. В итоге пришли ко второму. Центр бизнес-услуг консолидировал кадровые, бухгалтерские, финансовые, юридические и прочие бизнес-услуги для предприятий компании, а компания ДИАЙПИ — функции ИТ-сервиса».

Ключевым событием в процессе консолидации ИТ-функций в единый организм стало объединение ИТподразделений всех предприятий и управляющей компании под брендом ТМК++, которое произошло весной 2022 года. Экосистема ТМК++ объединила все направления информационного обеспечения, существующие в ТМК: «Инфраструктура», «Разработка», «Цифра», «Кибербезопасность», «Архитектура», «Клиентский сервис» и «Региональная сервисная поддержка». Консолидация позволила перейти к оказанию услуг по принципу сервисной модели во всем периметре компании, обеспечивая при этом постоянный обмен опытом и компетенциями и одинаково высокий уровень сервиса. Это было особенно актуальным в свете корпоративных изменений: за последние года у ТМК появился ряд новых активов с разным состоянием ИТландшафта, отмечает Дмитрий Якоб. «Подтягиванием» до единых стандартов, налаживанием централизованного управления и трансформацией механизмов обеспечения кибербезопасности занимается объединенная команда ТМК++

Как это работает

Унификация и стандартизация ИТ-функций обеспечила отказоустойчивость всей системы ТМК. Для разрешения ситуаций, требующих немедленной реакции (прекращение обслуживания программ и сервисов, возникновение киберугроз) в рамках сервисной компании были созданы объединенные функциональные, а иногда и кроссфункциональные команды. Примером такого подхода стала рабочая группа, созданная в ответ на февральские вызовы, которая проанализировала около 400 ИТ-систем и сервисов и сформировала программу по обеспечению непрерывности их функционирования. Помимо постоянного мониторинга в тех областях, где ситуация стабильна, моделируются ситуации возникновения угроз и их нивелирования.

«Консолидация ИТ-функций позволила сделать более прозрачными затраты на их выполнение, — говорит Дмитрий Якоб. — Соответственно, мы можем оптимально удовлетворять потребности бизнеса. Зачастую перед нами стоит задача повысить эффективность без повышения издержек, и мы ее успешно решаем. Например, при доработке решения по запросу пользователя следим за сокращением времени, необходимого для прохождения всех этапов от начала разработки идеи до конечного запуска решения».

Значимый аспект — взаимодействие между сервисной компанией и компаниями группы. Для этого в последних выделены ключевые бизнес-партнеры, которые помогают унифицировать процессы, что позволяет использовать единые решения и максимально автоматизировать рутинные задачи, объясняет Дмитрий Якоб.

Если же решения для выполнения отдельных функций разных бизнес-подразделений невозможно «подружить» с унифицированным ПО (и такие попытки нанесут процессам непоправимый вред), применяются персонализированные программные продукты. Такой подход в ТМК объясняют разумным балансом между стандартизацией и индивидуальным подходом.

Всегда есть куда расти

Один из главных механизмов обеспечения отказоустойчивости внутренней сервисной компании ТМК — максимально возможная универсальность компетенций ее сотрудников. Это дает возможность быстро настраивать цифровые процессы во вновь приобретенных активах и решать оперативные задачи. Таким образом, создается практически конвейерный механизм обслуживания систем и внесения в них технических изменений.

«Конечно, сказать, что любой может работать на любом участке, мы не можем. Мы поддерживаем большое разнообразие программных продуктов и широкую ИТ-инфраструктуру, поэтому наши сотрудники специализируются на разных уникальных направлениях. Но в то же время там, где есть такая необходимость, мы стараемся обеспечивать универсальность исполнительского персонала внутри сервисных команд», — говорит Дмитрий Якоб.

ИТ-сервисная компания ТМК считает особенно важным развитие собственных компетенций. Но это не означает, что она будет стремиться полностью выстроить работу цифровой инфраструктуры на основе собственных разработок. Как отмечает в беседе с «Экспертом» Дмитрий Якоб, наиболее эффективным для компании будет достижение правильного баланса. Причем не только и не столько между собственными и рыночными продуктами, но и между выполнением задач силами штатных сотрудников и аутсорс-команд.

«Этап выстраивания централизованной консолидированной системы и формирования набора инструментов для выполнения насущных задач уже пройден, запущены инструменты поддержки. В частности, единый service desk, которым пользуются все компании группы: эта система и единая первая линия ежемесячно в круглосуточном режиме обрабатывает порядка 40 тысяч обращений. Мы продолжим повышать эффективность сервисной компании, оптимизировать существующие процессы и закрывать организационные потребности, которые могут возникнуть в будущем», — подытожил Дмитрий Якоб.

Фото: предоставлено пресс службой ТМК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Легкое знакомство Легкое знакомство

Фильм Александра Крестникова, снятый в Сочи, призывает задуматься о смысле жизни

Отдых в России
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Стрельцы: преступление и наказание Стрельцы: преступление и наказание

Стрелецкий бунт 1698 года: «усердие в усмирении» достигало высот заоблачных

Дилетант
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона

Что представляет собой вероятный новый король Саудовской Аравии

Эксперт
Зимой и летом одним цветом Зимой и летом одним цветом

Какие растения из умеренных широт сохраняют зимой листья и зеленый цвет?

Наука и жизнь
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах

10 самых распространенных мифов об электронных устройствах

Maxim
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря? Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря?

Какие прогнозы колебаний уровня воды в Каспии доступны сегодня?

Наука и жизнь
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка

Лайфхаки, которые помогут ускорить процесс дозревания авокадо

ТехИнсайдер
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Девелоперы припрятали проекты Девелоперы припрятали проекты

Объем нового строительства у российских застройщиков жилья упал более чем на 20%

Ведомости
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Аппетит приходит вовремя Аппетит приходит вовремя

Испытываете чувство вины по поводу своего пищевого поведения?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Открыть в приложении