Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно
Психологическая травма — серьезный негативный опыт, вызванный стрессовым событием, который оставляет длительный след в психике. Каким он может быть и что с этим делать, разбираемся вместе с экспертами

Виды и признаки психологических травм, последствия и способы их проработать.
Материал прокомментировали:
Максим Страхов, кандидат социологических наук, психолог, специалист по работе с утратами, потерей близких, кризисными состояниями, семейными и межличностными отношениями;
Влада Кудряшова, психолог, гештальт-терапевт, перинатальный психолог;
Михаил Ответчиков, врач-психотерапевт, психиатр Центра когнитивного и психоэмоционального здоровья ФМБА России.
Что такое психологическая травма

Психологическая травма — это глубокое эмоциональное потрясение, вызванное переживанием угрожающего события или ситуации, с которой человек не может справиться. Это может быть однократное катастрофическое или продолжительное воздействие стрессовых факторов. Травма оставляет неизгладимый след в психике, нарушая ее нормальное функционирование и восприятие мира.
Распространенные причины психологических травм включают в себя:
- физическое или сексуальное насилие;
- эмоциональное пренебрежение;
- стихийные бедствия;
- дорожно-транспортные происшествия;
- военные действия;
- террористические акты;
- внезапную потерю близкого человека;
- тяжелые болезни;
- свидетельство насилия над другими.
Психотравма может грозить рядом негативных последствий. В краткосрочной перспективе она может проявляться в виде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), характеризующегося навязчивыми воспоминаниями, ночными кошмарами, избеганием триггеров, повышенной тревожностью и эмоциональной отстраненностью. В долгосрочной перспективе травма может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств, расстройств пищевого поведения, влиять на физическое здоровье, повышая риск сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических недугов.

«Психологические (или психические) травмы — это сильные стрессовые события либо длительные неблагоприятные ситуации, которые оставляют глубокий след в психике человека. Травматический опыт может включать тяжелые потери, лишения, катастрофы, а также любые обстоятельства, вызывающие ощущение беззащитности. Травма нарушает привычный баланс психической жизни и может приводить к различным последствиям: от трудно управляемых эмоций и негативных убеждений о себе и мире вплоть до ухудшения физического состояния организма. Длительное влияние травматического опыта способно менять и мыслительные процессы человека, особенно если речь идет о детских впечатлениях, когда психика наиболее пластична».
Виды психологических травм

Психологические травмы классифицируются по интенсивности, длительности и характеру воздействия.
- Острая травма. Возникает из-за единичного, внезапного события (авария, потеря близкого), характеризуется интенсивными эмоциональными реакциями, флэшбэками, тревогой.
- Хроническая травма развивается из-за длительного воздействия (насилие, пренебрежение). Приводит к комплексному ПТСР, проблемам с самооценкой и отношениями.
- Вторичная (викарная) травма возникает у тех, кто общается с пострадавшими (психологи, спасатели). Симптомы схожи с первичной травмой: тревожность, истощение.
- Комплексная (C-PTSD) травма — результат длительного, повторяющегося травматического воздействия, особенно в детстве (хроническое насилие). Включает симптомы ПТСР и нарушения в самовосприятии, отношениях, регуляции эмоций.
Признаки психологической травмы
Многие признаки, сопутствующие психотравмам, неочевидны. К тому же они могут быть следствием других проблем с психикой, а во многих случаях это нормальная реакция на стрессовые ситуации в жизни. Все зависит от интенсивности и длительности проявлений симптомов. Среди них:
- отрицание и диссоциация;
- вытеснение воспоминаний;
- повторяющиеся навязчивые мысли и воспоминания;
- повышенная тревожность и панические атаки;
- эмоциональное оцепенение и притупление чувств;
- нарушения сна и кошмары;
- избегающее поведение;
- гипервозбудимость и повышенная реакция на стресс;
- чувство вины и стыда;
- проблемы с концентрацией внимания и памятью;
- раздражительность и вспышки гнева;
- физические симптомы, такие как головные боли, боли в животе и мышечное напряжение;
- трудности в поддержании отношений;
- чувство оторванности от себя и окружающего мира;
- недоверие к другим людям;
- злоупотребление психоактивными веществами;
- суицидальные мысли.
Детские психологические травмы — это навсегда

Детские травмы, особенно пережитые в раннем возрасте, оказывают особенно разрушительное воздействие на формирование личности.

«Психологические травмы, полученные в детстве, не имеют срока давности и могут сохраняться на протяжении всей жизни, если с ними ничего не делать. Даже не слишком серьезное на первый взгляд событие способно оставить глубокий отпечаток, последствия которого человек преодолевает годами. В некоторых случаях, когда ребенок не получает достаточной поддержки взрослых, его психика прячет болезненные переживания, так и не дав им выражения.
Однако спрятанная таким образом травма никуда не исчезает и продолжает незримо влиять на личность. Она может неоднократно возвращаться через определенные триггеры — ситуации, запахи, звуки или слова, которые напоминают о произошедшем. Во взрослом возрасте это может выражаться в виде беспричинной тревоги, чувстве стыда или других тяжелых чувств, корни которых уходят в травматические события детства».
1. Буллинг в школе
Все еще живы многие мифы о школьной травле, которые оправдывают агрессора, обвиняют жертву и поддерживают невмешательство свидетелей, рассказывает Влада Кудряшова. Например, можно услышать такие ошибочные утверждения:
- Это момент взросления («через это нужно пройти», «это сделает его сильным», «должен научиться давать отпор»).
- Педагоги легко замечают и пресекают травлю.
- Причина травли в особенностях ребенка (не так говорит, не так выглядит, не тем увлекается).
- Некоторые дети будут затравлены в любой группе, а другим это никогда не грозит («таких везде не любят», «она такая тихоня»).
Максим Страхов: «Буллинг — это насилие в социуме: публичное, коллективное, исключающее из общества. Поэтому, кроме разрушающих последствий внутри самой личности, последствия буллинга связаны с социализацией человека, его отношениями с людьми и жизнью в целом. Большая часть жертв — подростки, а для них именно мнение сверстников становится самым важным. К этому добавляется внутриличностный кризис — переход от детства ко взрослости. Оба фактора увеличивают тяжесть последствий буллинга.
Нападающие — просто одноклассники, обычные ребята и девчонки. У них нет отличительных черт, особенных характеристик. Поэтому впоследствии жертва не может выделить опасную группу среди всех остальных людей. И опасными становятся все, весь мир в целом.
При этом те, кто травит, закрепляют этот стиль общения и могут перенести его в другие сферы жизни. Причины агрессии не исследуются, не купируются, новые адаптивные способы обращения со своими эмоциями не формируются. Возникает высокий риск того, что этот паттерн будет использоваться по отношению к другим людям и дальше, например, в виде домашнего насилия.
Третьи участники буллинга — свидетели. Они тоже травмируются, хоть и косвенно. Их травма чревата переживанием фонового страха («а что если я следующий?»), чувствами беспомощности и бессилия («есть кто-то сильнее меня, я ничего не могу изменить»), формированием негативного образа себя и патологического чувства вины («я трус, я не смог защитить»). Без поддержки такие установки могут закрепиться и влиять на всю жизнь.